Главная Войти О сайте

Петр Сгибнев

Петр Сгибнев

Летчик истребитель

Родился в 1920 году, в деревне Шевелёво Кашинского района Тверской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. В 16 лет поступил в Ленинградский аэроклуб. С 1937 года в Военно - Морском флоте. В 1940 году окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков.

В начале Великой Отечественной войны служил на Балтике ( остров Эзем и полуостров Ханко ), а с Января 1942 года - в 78-м истребительном авиаполку на Северном флоте. Был рядовым пилотом, командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи.

К Сентябрю 1942 года командир эскадрильи 78-го истребительного авиационного полка ( 6-я истребительная авиационная бригада, ВВС Северного Флота ) Старший лейтенант П. Г. Сгибнев совершил 186 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 6 самолётов противника. 23 Октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В Апреле 1943 года Майор П. Г. Сгибнев стал командиром 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( ВВС Северного флота ). 3 Мая 1943 года погиб в воздушном бою. Всего выполнил 319 боевых вылетов и сбил 19 самолётов противника. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), медалями. Именем Героя названа улица в городе Североморске Мурманской области, там же - мемориальная доска. Его бюст установлен на территории Музея ВВС Северного Флота.

* * *

В годы Великой Отечественной войны на Северном флоте выковалась в боях группа лётчиков - асов во главе с талантливым, легендарным Борисом Сафоновым. Входил в неё и Герой Советского Союза Пётр Георгиевич Сгибнев. Его называли истребителем истребителей.

Боевую закалку он получил на Балтике. 12 Июля 1941 года, вылетев на разведку, Пётр Сгибнев обнаружил караван вражеских судов. Бросившись в атаку, он реактивными снарядами серьёзно повредил сторожевой катер противника. Когда, объятый пламенем, сторожевик начал тонуть, подоспели немецкие истребители. Уходить было поздно - в атаку шли сразу 3 "Мессера". Сгибнев развернулся им навстречу. Головной истребитель промелькнул совсем близко. Снова разворот - крутой, резкий. Встречный ветер тугой волной бил в стёкла кабины. Выше, выше, выше... Неожиданный переворот через крыло - и вот уже самолёт Сгибнева, натужно взбиравшийся на невидимую гору, стремительно мчится вниз. Посеребрённый лучами заходящего солнца, он был похож на падающую звезду.

"Мессер" тоже развил скорость. Фосфоресцирующая строчка трассирующих пуль соединила оба пикирующих самолёта. Соединила и тут же оборвалась. Из пике вышла лишь одна машина, - подбитый "Мессер" нырнул в воду...

Зато два других вражеских самолёта были теперь над Сгибневым. Уйти из - под удара ему не удалось: противник взял его в клещи.

По кабине ударила пулемётная очередь. Сгибнев почувствовал, что ранен. С самолётом тоже творилось что - то неладное. И всё - таки надо было драться, чтобы спасти самолёт, дотянуть до своих и сообщить о кораблях противника.

С трудом отбившись от "Мессеров", раненый Сгибнев вывел подбитую машину к аэродрому и посадил. Он едва держался на ногах. Первое, о чем лётчик сказал, выбравшись из кабины, - это о караване. Через две недели, едва затянулась рана, Пётр Сгибнев опять летал.

Пётр Сгибнев очень быстро проявил себя бесстрашным бойцом, но был в нём и опасный для лётчика недостаток: в увлечении боем забывал обо всём. Видел только врага, стремился лишь к одному - сбить... Суровые уроки, полученые в первых боях, казалось, излечилт Петра Сгибнева. Воевал он смело, но стал осмотрительнее. Вскоре получил первую награду - орден Красного Знамени.

26 Июля 1941 года - в День Военно - Морского Флота - он снова отличился, сбив 4-ю машину врага. Наши моряки, участвовавшие в этом бою, не видели того, что происходило в воздухе. У них не было времени смотреть наверх - вода вокруг клокотала от разрывов. Пусть же хоть теперь, спустя много лет, моряки узнают о подвиге Петра Сгибнева и его друзей !

...В воздухе перевес врага был не таким большим, как на воде. Но троим драться против 6 "Мессеров" тоже нелегко. Тем более, что надо было не обороняться, а нападать. Обязательно нападать ! Иначе не поможешь 3-м нашим торпедным катерам, рискнувшим атаковать 26 кораблей противника.

Лобовую атаку самолёты врага не приняли, - отвернули. И тут же снова нацелились на советские катера. Сгибнев, а следом за ним оба ведомых кинулись наперерез немцам. Завязался бой. Невыгодный для наших лётчиков и очень выгодный для наших моряков. Скованные боем враги не моглл помешать торпедным атакам.

Один "Мессер" ведущий зажёг. В отместку остальные набросились на Сгибнева, взяв его в плотное кольцо. Лётчик дрался до последнего, но "ястребок" его был подожжён. Сгибнев не выходил из боя, он ещё резче бросал свой охваченный пламенем истребитель из одной фигуры в другую. Это помогло сбить огонь.

А драться становилось всё тяжелей. Нарастала боль, подбитый самолёт стал непослушным. И вот снова удар - пулемётная очередь прошила кабину. Брызнули осколки раздробленной приборной доски, впиваясь в лицо, плеснуло горячее масло. Неожиданно всё кругом заполнила гнетущая тишина, - замолчал мотор. Надежда оставалась только на инерцию да небольшой запас высоты. Этого оказалось мало, чтобы долететь до аэродрома. Сгибнев сел на лес.

Если бы моряки позвонили в тот день на аэродром, они всё равно не застали бы героя воздушного боя, - он был в госпитале. Его окружала темнота. Прошло много времени, прежде чем с глаз впервые сняли повязки и он смутно, как в густом тумане, увидел свою плотно зашторенную палату, сестру и врача, стоявших напротив.

В госпитале Пётр впервые с начала войны увидел родных. Короткий эпизод кинохроники: по занесённому снегом Невскому шли защитники Ленинграда. Среди ополченцев Пётр узнал отца и брата Николая...

Он всегда помнил о Ленинграде. Крепко помнил. С этим городом была связана вся его жизнь. Здесь он вырос, закончил десятилетку. Отсюда ушёл в авиацию. После лётного училища снова вернулся в родные края. Он служил недалеко от Ленинграда и частенько бывал дома на Большой Колтовской. Зато с началом войны вырваться на побывку никак не удавалось. Лишь один раз, приехав после ранения за самолётами, Сгибнев успел заскочить домой на 10 минут. Он застал только мать, сестру Сашу да 12-летнего брата Бориса. Отец - партийный работник и брат Николай - токарь с "Вулкана" ушли в ополчение.

Уже потом Пётр узнал, что оба они погибли в первых же боях за Ленинград. Это была не последняя тяжёлая весть о семье. В 1942 году не стало сестры. Ушла в очередь за скудным блокадным пайком и не вернулась. Свалилась и умерла, не донеся домой кусочек землисто - чёрного хлеба. В том же году умер от голода и Борис.

Как же было Петру Сгибневу не мстить за Ленинград, ленинградцев, за отца, братьев, сестру ! Его тянуло в Ленинград. Но что поделаешь, если после выздоровления его направили на Северный флот.

Хотя по всем меркам Петра следовало считать уже сложившимся лётчиком - орденоносец, 4 сбитые машины врага, но именно со встречи с командиром 78-го истребительного авиаполка, прославленным североморским асом Борисом Сафоновым, начинается восхождение Петра Сгибнева, ставшего отличным воздушным бойцом, прошедшим путь от рядового лётчика до командира 2-го Гвардейского авиаполка.

Пётр Сгибнев в совершенстве освоил английский истребитель "Харрикейн", технику и тактику воздушного боя, а главное - научился рассудительности и спокойствию. И если раньше его можно было назвать истребителем - одиночкой, то теперь он был опорой для товарищей в коллективном бою. Через месяц 22-летний Лейтенант Сгибнев стал командиром эскадрильи. В начале Апреля 1942 года он открыл счёт сбитым самолётам в небе Заполярья.

Пётр Сгибнев стоял в строю лётчиков 1 Мая 1942 года при вручении авиаполку Гвардейского знамени и вслед за командиром повторял слова клятвы. Потом начался праздник, душой которого был Борис Сафонов, и, как обычно, тот попросил Сгибнева с его ведомым - сержантом Карпом Лопатиным, знаменитым на всю северную авиацию гитаристом, спеть.

Они пели весь вечер, и трудно было представить, что очень скоро сержант Лопатин бросит свою машину навстречу "Мессеру", зашедшему в хвост сгибневского истребителя, ударит врага крылом и обе машины, разваливаясь на куски, рухнут в сопки... Что уже стоят на рейде, готовые к выходу в океан транспорты конвоя PQ-16, прикрывая который погибнет Герой Советского Союза Борис Сафонов... Что, мстя за своего командира, Пётр Сгибнев уничтожит 19 машин врага и погибнет, пережив своего учителя и друга лишь на год. Но всё это будет потом...

На Северном флоте за ним закрепилась репутация мастера воздушных атак. Только в Апреле - Мае 1942 года Пётр Сгибнев сбил 9 вражеских самолётов. Эскадрилья, которую водил в бой Пётр Сгибнев, сбила 34 немецких самолёта. И это всего лишь за 3 с половиной месяца. А каждая схватка - бой не на жизнь, а на смерть. Когда встречаются в воздухе двое, редко выходит ничья. Побеждает тот, кто смелее, точнее, напористее, у кого больше веры в победу. Не случайно Пётр Сгибнев трижды был удостоен ордена Красного Знамени. А 23 Октября 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза.

На митинге, собранном в полку для вручения ему Золотой Звезды Героя и ордена Ленина, он сказал следующее:

- С большой радостью узнал я о присвоении мне звания Героя Советского Союза. Лучшим моим ответом на эту высокую награду и доверие будут сбитые вражеские самолёты, уничтоженные солдаты и офицеры, поднятые на воздух дзоты, артиллерийские батареи, пулемёты и прожекторы. Даю клятву Родине, что буду и впредь драться с врагом, не жалея ни сил, ни жизни.

После гибели Дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова, Гвардии Майор П. Г. Сгибнев был назначен командиром 2-го Гвардейского Краснознамённого истребительного авиационного полка, вооружённого американскими истребителями Р-39 "Аэрокобра". Балтиец стал достойным преемником отважного североморца. Вспоминает Герой Советского Союза известный лётчик Захар Артёмов ич Сорокин:

"Невысокий, ладно сбитый, очень подвижный и такой молодой, что если бы не твёрдый взгляд карих глаз на круглом, загорелом лице, то показался бы совсем юнцом ! Но на синем кителе этого "юнца" сверкала Золотая Звезда Героя. Он был образцом собранности и умелой организации всех дел на земле и в воздухе..."

Десятки раз Пётр Георгиевич принимал участие в воздушных боях вместе с Сафоновым, а затем и без него, используя его тактические приёмы. Не обошлось без участия Сгибнева и в знаменитом воздушном бою 19 Апреля 1943 года, когда лётчиками - Гвардейцами было сбито 5 вражеских самолётов, в том числе и известный немецкий ас Рудольф Мюллер.

К сожалению, не долго пришлось Петру Сгибневу командовать полком. 3 Мая 1943 года этот замечательный лётчик погиб в воздушном бою. К тому времени он совершил 319 боевых вылетов, провёл 39 воздушных боёв, в которых одержал 19 побед ( многие из которых - на "Харрикейне" ).

© БиоЗвёзд.Ру