Главная Войти О сайте

Рейнгольд Глиэр

Рейнгольд Глиэр

Композитор, дирижер, педагог
Дата рождения: 11.01.1875
Гражданство: Россия
В 1900 окончил Московскую консерваторию. (по классу композиции у М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906-08 брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии. Значительное место в творчестве Глиэра занял театр, и, в частности, балетная музыка, в которой особенно выделились сочинения "Красный мак" и "Медный всадник".

Балет "Красный мак" (1927, Большой театр, балетмейстер Л. А. Лащилин, В. Д. Тихомиров; 1949, там же, балетмейстер Л. М. Лавровский; 1949, Театр им. Кирова, балетмейстер Р. В. Захаров; с 1957 - под названием "Красный цветок") стал первым репертуарным балетом на современный сюжет, утвердившим в современной балетной музыке (наряду с соч. Б. В. Асафьева, особенно - "Пламя Парижа") тему революции и национально-освободительной борьбы.

Передача драматической сути широких народных движений и судьбы вовлечЕнных в них героев потребовала от Глиэра музыкального освоения всех форм "большой хореографии" (адажио, вариации, характерные и народные танцы, массовые пляски, крупные пантомимической сцены), использования русского и китайского песенно-танцевального фольклора, яркой, полифонически многоплановой обрисовки массовых сцен.

Если при всей новизне идейно-образных задач музыкальная драматургия произведений Глиэра ещЕ несЕт черты балета дивертисментного типа, то преемственная связь с музыкально-драматургическими традициями русского симфонического балета (Чайковский, Глазунов) обнаруживает вершинный балет Глиэра "Медный всадник" (по А. С. Пушкину, 1949, Театр им. Кирова, балетмейстер Захаров; Гос. пр. СССР, 1950).

Раскрытие душевного мира героев (особенно в лирико-психологич сценах), трагического столкновения судьбы, "народной и человеческой", личности "великой и малой", осуществленное разнообразными жанровыми и стилистическими средствами оркестрово-симфонической музыки, поставило сочинение в ряд лучших достижений современного балета ("Бахчисарайский фонтан" Асафьева, "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева).

Глиэру принадлежат также балеты: "Хризис" (по П. Луису, 1912, Интернациональный театр, Москва, балетмейстер Н. А. Милль), "Клеопатра" ("Египетские ночи", по Пушкину, 1926, Муз. студия МХАТ, Москва, пост. Вл. И. Немировича-Данченко и Л. В. Баратова), "Комедианты" ("Дочь народа" по пьесе "Овечий источник" ("Фуэнте Овехуна") Л. де Веги, 1931, Большой театр, балетмейстер А. И. Чекрыгин; 2-я ред. "Дочь Кастилии", 1955, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетмейстер А. В. Чичинадзе), "Тарас Бульба" (по Н. В. Гоголю, соч. 1951?52).

По заказу балетмейстера В. А. Рябцева написал симфоническую картину-балет "Запорожцы" (по картине И. Е. Репина, 1921, не пост.). Г. осуществил также новую ред. балета "Эсмеральда" Ц. Пуни (совместно с С. Н. Василенко, 1950, Театр им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко, балетмейстер В. П. Бурмейстер). С 1901 Глиэр преподавал в Московской музыкальной школе (ныне Российская музыкальная академия им. Гнесиных), Киевской, Московской консерватории (с 1913 профессор)., Ученики К. Книппер; у Глиэра брали уроки Н. Я. Мясковский, Прокофьев. Глинкинские произведения (1902, 1909, 1914).

Государственная премия СССР (1946, 1948, 1950).

© БиоЗвёзд.Ру