|
Рейнгольд ГлиэрКомпозитор, дирижер, педагог
Дата рождения: 11.01.1875
Гражданство: Россия |
В 1900 окончил Московскую консерваторию. (по классу композиции у М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906-08 брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии. Значительное место в творчестве Глиэра занял театр, и, в частности, балетная музыка, в которой особенно выделились сочинения "Красный мак" и "Медный всадник".
Балет "Красный мак" (1927, Большой театр, балетмейстер Л. А. Лащилин, В. Д. Тихомиров; 1949, там же, балетмейстер Л. М. Лавровский; 1949, Театр им. Кирова, балетмейстер Р. В. Захаров; с 1957 - под названием "Красный цветок") стал первым репертуарным балетом на современный сюжет, утвердившим в современной балетной музыке (наряду с соч. Б. В. Асафьева, особенно - "Пламя Парижа") тему революции и национально-освободительной борьбы.
Передача драматической сути широких народных движений и судьбы вовлечЕнных в них героев потребовала от Глиэра музыкального освоения всех форм "большой хореографии" (адажио, вариации, характерные и народные танцы, массовые пляски, крупные пантомимической сцены), использования русского и китайского песенно-танцевального фольклора, яркой, полифонически многоплановой обрисовки массовых сцен.
Если при всей новизне идейно-образных задач музыкальная драматургия произведений Глиэра ещЕ несЕт черты балета дивертисментного типа, то преемственная связь с музыкально-драматургическими традициями русского симфонического балета (Чайковский, Глазунов) обнаруживает вершинный балет Глиэра "Медный всадник" (по А. С. Пушкину, 1949, Театр им. Кирова, балетмейстер Захаров; Гос. пр. СССР, 1950).
Раскрытие душевного мира героев (особенно в лирико-психологич сценах), трагического столкновения судьбы, "народной и человеческой", личности "великой и малой", осуществленное разнообразными жанровыми и стилистическими средствами оркестрово-симфонической музыки, поставило сочинение в ряд лучших достижений современного балета ("Бахчисарайский фонтан" Асафьева, "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева).
Глиэру принадлежат также балеты: "Хризис" (по П. Луису, 1912, Интернациональный театр, Москва, балетмейстер Н. А. Милль), "Клеопатра" ("Египетские ночи", по Пушкину, 1926, Муз. студия МХАТ, Москва, пост. Вл. И. Немировича-Данченко и Л. В. Баратова), "Комедианты" ("Дочь народа" по пьесе "Овечий источник" ("Фуэнте Овехуна") Л. де Веги, 1931, Большой театр, балетмейстер А. И. Чекрыгин; 2-я ред. "Дочь Кастилии", 1955, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетмейстер А. В. Чичинадзе), "Тарас Бульба" (по Н. В. Гоголю, соч. 1951?52).
По заказу балетмейстера В. А. Рябцева написал симфоническую картину-балет "Запорожцы" (по картине И. Е. Репина, 1921, не пост.). Г. осуществил также новую ред. балета "Эсмеральда" Ц. Пуни (совместно с С. Н. Василенко, 1950, Театр им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко, балетмейстер В. П. Бурмейстер). С 1901 Глиэр преподавал в Московской музыкальной школе (ныне Российская музыкальная академия им. Гнесиных), Киевской, Московской консерватории (с 1913 профессор)., Ученики К. Книппер; у Глиэра брали уроки Н. Я. Мясковский, Прокофьев. Глинкинские произведения (1902, 1909, 1914).
Государственная премия СССР (1946, 1948, 1950).
Балет "Красный мак" (1927, Большой театр, балетмейстер Л. А. Лащилин, В. Д. Тихомиров; 1949, там же, балетмейстер Л. М. Лавровский; 1949, Театр им. Кирова, балетмейстер Р. В. Захаров; с 1957 - под названием "Красный цветок") стал первым репертуарным балетом на современный сюжет, утвердившим в современной балетной музыке (наряду с соч. Б. В. Асафьева, особенно - "Пламя Парижа") тему революции и национально-освободительной борьбы.
Передача драматической сути широких народных движений и судьбы вовлечЕнных в них героев потребовала от Глиэра музыкального освоения всех форм "большой хореографии" (адажио, вариации, характерные и народные танцы, массовые пляски, крупные пантомимической сцены), использования русского и китайского песенно-танцевального фольклора, яркой, полифонически многоплановой обрисовки массовых сцен.
Если при всей новизне идейно-образных задач музыкальная драматургия произведений Глиэра ещЕ несЕт черты балета дивертисментного типа, то преемственная связь с музыкально-драматургическими традициями русского симфонического балета (Чайковский, Глазунов) обнаруживает вершинный балет Глиэра "Медный всадник" (по А. С. Пушкину, 1949, Театр им. Кирова, балетмейстер Захаров; Гос. пр. СССР, 1950).
Раскрытие душевного мира героев (особенно в лирико-психологич сценах), трагического столкновения судьбы, "народной и человеческой", личности "великой и малой", осуществленное разнообразными жанровыми и стилистическими средствами оркестрово-симфонической музыки, поставило сочинение в ряд лучших достижений современного балета ("Бахчисарайский фонтан" Асафьева, "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева).
Глиэру принадлежат также балеты: "Хризис" (по П. Луису, 1912, Интернациональный театр, Москва, балетмейстер Н. А. Милль), "Клеопатра" ("Египетские ночи", по Пушкину, 1926, Муз. студия МХАТ, Москва, пост. Вл. И. Немировича-Данченко и Л. В. Баратова), "Комедианты" ("Дочь народа" по пьесе "Овечий источник" ("Фуэнте Овехуна") Л. де Веги, 1931, Большой театр, балетмейстер А. И. Чекрыгин; 2-я ред. "Дочь Кастилии", 1955, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетмейстер А. В. Чичинадзе), "Тарас Бульба" (по Н. В. Гоголю, соч. 1951?52).
По заказу балетмейстера В. А. Рябцева написал симфоническую картину-балет "Запорожцы" (по картине И. Е. Репина, 1921, не пост.). Г. осуществил также новую ред. балета "Эсмеральда" Ц. Пуни (совместно с С. Н. Василенко, 1950, Театр им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко, балетмейстер В. П. Бурмейстер). С 1901 Глиэр преподавал в Московской музыкальной школе (ныне Российская музыкальная академия им. Гнесиных), Киевской, Московской консерватории (с 1913 профессор)., Ученики К. Книппер; у Глиэра брали уроки Н. Я. Мясковский, Прокофьев. Глинкинские произведения (1902, 1909, 1914).
Государственная премия СССР (1946, 1948, 1950).