Главная Войти О сайте

Семен Аранович

Семен Аранович

Советский и российский кинорежиссёр, народный артист России.
Дата рождения: 23.07.1934
Гражданство: Россия

Содержание

  1. СЕМЕН ДАВИДОВИЧ АРАНОВИЧ:
  2. Киновед ИРИНА ПАВЛОВА:
  3. Фильмография:
  4. Награды:

Окончив в 1955-м году Высшее военно-морское авиационное училище, стал летчиком, штурманом военно-морской авиации, служил на Соловецких островах и в Заполярье. В 1960 году поступил на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую документальной режиссуры Романа Кармена.

Признанный впоследствии режиссер-документалист, Аранович - единственный, кто снял на камеру похороны Анны Андреевны Ахматовой, в буквальном смысле совершив подвиг, за который потом пришлось расплачиваться. Тогда весь отснятый материал изъял КГБ, а Арановича понизили в должности до ассистента режиссера.

В игровом кино наибольшей популярностью пользовались его фильмы: «Рафферти» (1980) - экранизация романа Л.Уайта о профсоюзном деятеле, «Противостояние» по детективному роману Юлиана Семенова и одна из лучших военных драм «Торпедоносцы» (1983), снятая им по мотивам прозы Ю.Германа.

СЕМЕН ДАВИДОВИЧ АРАНОВИЧ:

«...Кинорежиссура - моя вторая профессия. С детства у меня была одна мечта - я хотел стать пилотом. Мои родители были в ужасе, но с тех пор, как себя помню, я был страшно упрям. Я хотел поступить не в простую школу для летчиков, а в какую-нибудь необыкновенную. В итоге оказался в Институте морской авиации. Закончил его и уже в чине майора, получил назначение на север, в отдаленную область за Полярным кругом. Я бы не сказал, что это самое лучшее место в мире: суровый климат, полярная ночь, длящаяся шесть месяцев в году, когда днем темно, как ночью. Я провел там шесть лет. Затем, как это часто бывает в авиации, у меня случилась авария. Это завершилось скитаниями из одного госпиталя в другой, пока я не понял окончательно, что летать мне больше не суждено. Однако я всегда интересовался документальным кино и потому решил поступать в Институт кинематографии. Провалился при первой же попытке. Наконец, я все-таки поступил на отделение документального фильма и понял, что профессия кинематографиста - та самая, которую мне назначила судьба. В то же время я также понимал, что если бы не предыдущий опыт моей прежней профессии и знание другой жизни, которая воспитала и сформировала мой характер, я бы никогда не стал кинорежиссером...»

Киновед ИРИНА ПАВЛОВА:

Аранович был на удивление сыном своего времени. Его биография - и личная, и художественная - оказалась необычайно тесно связана с событиями в жизни страны. Пацан послевоенной поры - он был увлечен военной романтикой, и выбрал одну из самых романтических военных профессий. Типичный «шестидесятник», «продукт оттепели», он в документальном кино выразил вполне романтическую идею высокой и трагической судьбы интеллигента, художника в стране, где «поэт - больше, чем поэт». И платил за эту идею десятилетиями «полочного» забвения самых любимых картин. В своих вершинных игровых фильмах он был одним из первых режиссеров, создававших новую эстетику, и, если угодно, новое мировоззрение - скрытую художественную оппозицию режиму, выражавшуюся прежде всего в осознании непреходящей ценности каждой человеческой личности и судьбы. Пережил смерть ближайших и любимых друзей - Ильи Авербаха и оператора Валерия Федосова. В пору перестроечной эйфории он оказался одним из немногих, кто в кино стремился размышлять о дне минувшем и дне сегодняшнем, а не биться в обличительном экстазе. В эпоху, когда художники «рванули в начальники», - не избежал соблазнов и разочарований. Он разделил с российским кинематографом 90-х трагедию несбывшихся ожидании, трагедию художника, «не вписавшегося в рынок». И, пройдя со своей страной всё, что выпало на долю человеку его поколения, умер на чужбине, повторив судьбу многих великих соотечественников…

...Он похоронен в Гамбурге. Там, где умер, где остались все его любимые: мама, брат, жена, дочка с мужем и внуки, рыжий преданный кот Степан…

...Все время думаю о том, что Семен Аранович умер от обиды. От оскорбления. От недооцененности. Ибо нет пророка в своем Отечестве. И от того, что не смог доснять свой последний фильм. Умер, когда понял, что уже не сможет его доснять. Вот если бы... Впрочем, история не имеет сослагательного наклонения.

Фильмография:

1963 г. «35-й километр»

1965 г. «Последний пароход»

1965 г. «Сегодня премьера»

1965 г. «Время, которое всегда с нами»

1966 г. «Дагестанская баллада»

1966 г. «Друг Горького – Андреева»

1969 г. «Люди земли и неба»

1968 г. «Горький. Последние годы»

1968 г. «Сорок шагов»

1969 г. «Поделись своей песней»

1969 г. «1100 ночей»

1971 г. «Красный дипломат»

1973 г. «Сломанная подкова»

1975 г. «Монолог художника»

1976 г. «…И другие официальные лица»

1977 г. «Павловск»

1978 г. «Летняя поездка к морю»

1979 г. «Встреча на острове»

1980 г. «Рафферти»

1981 г. «Дмитрий Шостакович»

1983 г. «Торпедоносцы»

1985 г. «Противостояние»

1987 г. «Дмитрий Шостакович. Альтовая соната»

1988 г. «Большая игра»

1989 г. «Личное дело Анны Ахматовой»

1989 г. «Анна Ахматова»

1989 г . «Я служил в охране Сталина, или Опыт документальной мифологии»

1989 г. «Эдуард Фальц-Фейн. Русские монологи»

1990 г. «Я служил в аппарате Сталина, или Песни олигархов»

1991 г. «Большой концерт народов, или Дыхание Чейн-Стокса»

1993 г. «Острова»

1994 г. «Год собаки»

1995 г. «Agnus Dei»

Награды:

Художественный фильм «Торпедоносцы», 1983

Государственная премия СССР

Приз Всесоюзного кинофестиваля (Киев)

Премия им. А. Довженко

Документальный фильм «Личное дело Анны Ахматовой», 1989

1992 МКФ в Сан-Франциско - Приз «Золотые ворота» - Семен Аранович

1990 МКФ в Берлине (Участие в Программе «Panorama» - Семен Аранович)

1989 МКФ документального кино в Нионе, спец. приз жюри - Семен Аранович

Художественный фильм «Год Собаки», 1994

Приз «Серебряный медведь», 1994

Приз Мира Международного кинофестиваля в Берлине, 1994

© БиоЗвёзд.Ру