|
Серафим СубботинЛетчик истребитель
Дата рождения: 15.01.1921
Гражданство: Россия |
- Рождение и юность Серафима Субботина
- Военная карьера
- Корейская война
- Воздушный бой и катапультирование
- Приземление и продолжение службы
- Награды и признание
- Послевоенная служба
- Награды и почёт
Рождение и юность Серафима Субботина
Серафим Павлович Субботин родился 15 января 1921 года в деревне Красногорье, в семье крестьянина. После окончания десяти классов школы он в 1938 году вступил в ряды Красной Армии.
Военная карьера
Великая Отечественная войнаПосле окончания Тамбовского кавалерийского училища и Ульяновской военной авиационной школы пилотов Субботин был призван на фронт в 1942 году. Он проходил службу в запасноМиг-15м авиаполку, а затем в 17-м истребительном авиаполку, где летал на самолете "Як". По некоторым источникам, в воздушных боях сбил 6 вражеских самолетов.
Корейская война
После окончания Великой Отечественной войны Субботин продолжил службу в ВВС. В 1950 году он стал участником Корейской войны. За первые недели боев он сбил 2 бомбардировщика B-29 и 2 истребителя (F-84 и F-86).
18 июня 1951 года Субботин одержал еще 5 побед, сбив 2 F-86, один из которых пилотировал капитан Уильям Кроун. Однако и сам Субботин был подбит.
Воздушный бой и катапультирование
Два звена МиГ-15, ведомые майором Субботиным, перехватили группу из 16 F-86. Несмотря на двойное превосходство противника, Субботин принял решение вступить в бой. Он атаковал ведущего и добился успеха. Боевой порядок противника распался, и часть американских пилотов вышла из боя.
Однако в завязавшейся схватке Субботину пришлось выручать ведомого. Он отсек нападавших от своего товарища, но сам стал мишенью для врага. Двигатель его самолета забарахлил.
Субботин бросил машину в крутое пикирование, пытаясь оторваться от противника, но безуспешно. Один из "Сейбров" оказался совсем рядом.
Субботин решил пожертвовать собой, чтобы отомстить противнику. Он выпустил тормозные щитки и подставил свой "МиГ" под удар. Американский пилот не ожидал такого маневра и не успел отвернуть свою машину.
Приземление и продолжение службы
После катапультирования Субботин наблюдал, как оба истребителя, объятые пламенем, падают в джунгли. Приземлившись, он получил травмы, которые временно приостановили его полеты.
После выздоровления Субботин вернулся в строй и продолжил свой боевой путь. Всего за 10 месяцев войны он сбил 9 самолетов противника, включая 2 B-29, 3 F-86, 2 F-84, 1 F-80 и 1 Глостер "Метеор-4".
Награды и признание
10 октября 1951 года майор Субботин был удостоен звания Героя Советского Союза.
Послевоенная служба
По возвращении в СССР Субботин продолжил службу в авиации. В 1956 году он окончил Военно-Воздушную академию и служил в войсках ПВО. В 1973 году полковник Субботин ушел в запас.
Награды и почёт
Серафим Павлович Субботин был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды (дважды) и медалями. Он скончался 22 апреля 1996 года.