Главная Войти О сайте

Сергей Арутюнов

Сергей Арутюнов

Российский этнолог, археолог, преподаватель, член-корреспондент РАН
Дата рождения: 01.07.1932
Гражданство: Россия

Родился 1 июля 1932 года в городе Тбилиси в семье служащих. Отец Александр Сергеевич Арутюнов - происходил из армянской семьи купцов виноделов и виноторговцев выходцев из Карабаха, придерживавшихся исповедания Армянской Апостольской Церкви. Мать - Ольга Петровна Саломон, принадлежала русской дворянской семье, которая происходила от печенегов, крестившихся в 12 веке в Венгрии. Этническое самосознание Сергея Арутюнова сформировалось в самом раннем возрасте. Позже в одном из своих интервью он говорил:
Когда в 1944 году молодому Сергею едва исполнилось 12 лет, умерла его мать и бабушка, а отец вернулся с полей сражений Великой отечественной войны ослепшим. Как позже вспоминал ученный:то был момент невероятных трудностей, чудовищного жизненного перелома, когда я понял, что вдруг, в одночасье стал взрослым. Однако в это же время будущий академик осознал, то что его призвание "востоковедение", а толчком к выбору призвания послужил переезд в Тбилиси тёти Сони. Вдова бывшего капитана дальнего следования с собой привезла множество японских вещей, купленных ей её супругом. Увидев все эти вещи Сергей Александрович сделал свой выбор.Весёлые истории (1962) Закончив школу, в 1950 году Сергей Арутюнов поступает на японское отделение в Московский Институт Востоковедения. Окончив в 1954 году с отличием институт поступает в аспирантуру Института этнографии (ныне – ИЭА РАН).В 1956 году в возрасте 24 лет, он закончил аспирантуру. В это же время молодой ученый занимался разработкой алгоритма русско-японского перевода в Институте точной механики и вычислительной техники. В 1957 году после того как в Москве прошел международный форум молодежи и студентов Арутюнов примкнул к чукотской экспедиции Максима Левина, где работал до 1987 года. В ходе работ в составе экспедиции Сергей Арутюнов разработал типологическую схему гарпунных наконечников, более 1000 которых было найдено в двух могильниках. Молодой ученный их распределил по группам, выявил их встречаемость, сочетаемость, и пришел к заключениям - что они собой представляли, как они были увязаны с хронологией, экологией, родовой структурой населения. Позже им на основе данных полученных во время экспедиции были написаны труды «Уэленский могильник» (1969), «Эквенский могильник» (1975). В 1962 году защитил кандидатскую диссертацию «Древний восточноазиатский и айнский компоненты в этногенезе японцев», под научным руководством его учителя и главы экспедиции Максима Григорьевича Левина.1968 год ознаменовался выходом книги Сергея Арутюнова - «Современный быт японцев» , в которой на основании обширного этнографического материала выявлены закономерности взаимодействий традиционной и так называемой интернациональной культур. В 1969 году в соавторстве с Г. Светловым выходит его книга «Старые и новые боги Японии», а спустя год в 1970 году Арутюнов защитил докторскую диссертацию «Процессы изменения и развития в современной бытовой японской культуре». В этот период жизни он совершил ряд экспедиций: на Печору, на Обь и Енисей, в Японию, в Армению и Индию. Несмотря на то, что Сергей Арутюнов крайне редко возвращался к кабинетному образу жизни, именно в это время возникла самая известная из выдвинутых им теорий – информационная теория этноса. Впервые она была опубликована в написанной совместно с Н.Чебоксаровым статье «Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества», вышедшей в свет в 1972 году в «Расах и народах». К середине 60-х годов у молодого востоковеда Сергея Арутюнова завязались тесные профессиональные отношения с армянскими коллегами. В течение всех последующих лет эти отношения углублялись и развивались. По этому поводу Арутюнов говорил следующее: Я убежден, что грузинские и армянские интеллигенты были одновременно и русскими интеллигентами, именно русскими, а не российскими. Наша культурная трагедия заключается в разведении этих понятий. Из под его пера вышли многие десятки работ, посвященные проблемам Кавказа в целом и культуры армянского этноса — в частности.

© БиоЗвёзд.Ру