Главная Войти О сайте

Сергей Федотов

Сергей Федотов

Заслуженный артист России, режиссёр, создатель и художественный руководитель Пермского театра «У Моста»
Дата рождения: 11.01.1961
Гражданство: Россия

Родился в городе Пермь. Высшее профессиональное образование получил в Пермском институте искусства и культуры на режиссерском отделении. Созданная в 1983 году Сергеем Федотовым Нытвенская молодежная театральная студия «первой генеральной репетицией» будущего Театра «У Моста». Именно здесь начались художественные эксперименты Сергея Федотова и поиски собственного режиссёрского языка. Очень скоро яркие, оригинальные по режиссёрской и актёрской манере постановки Федотова стали известны не только в Перми. Зрители из разных городов России специально приезжали на эти спектакли. С 1984 по 1986 гг. Федотов проходит службу в армии на Дальнем Востоке под Хабаровском, где организует первый в России солдатский театр. По окончании службы он получает приглашение на работу в Пермский государственный институт искусств в качестве преподавателя на режиссёрский факультет. В 1988 году «нытвенские» и «дальневосточные» репетиции завершились открытием в Перми нового театра — первого мистического Театра в России — «У Моста».

Художественный метод

Исключительность художественного системы театра «У Моста» строится, прежде всего, на сочетании школ Михаила Чехова, Ежи Гротовского и эстетики Театра жестокости Антонена Арто, то есть системах, направленных на развитие психофизики актёра, его способности работать с внутренней энергией. Раскрытие возможностей подсознания, психологическое погружение в себя, на которых основана атмосфера спектаклей Федотова и его работа с актёрами на репетициях — это только одна из составляющих мистической природы театра «У Моста». Мистик, фантаст Федотов предложил зрителям новые игровые отношения, новую актёрскую манеру, неординарную, парадоксальную, гротесковую, создающую возможность для инфернального существования актёров на сцене. При этом категории «мистического» и «инфернального» понимаются режиссёром в традициях Е. Гротовского и А.Арто, они становятся синонимами той особой «ритуальности», о которой писал польский теоретик театра, или по мысли А. Арто, «живого подлинного театра», сверхзадача которого состоит в «обнаружении истинного смысла человеческого существования через разрушение случайных форм» (А. Арто. Театр и его Двойник)

Для Федотова театр не является только «условностью», только пространством для встречи «просвещённых людей»: «одних, занимающихся сложением слов и жестов, и других, знающих, что в театр полагается ходить» (Е. Гротовский. Театр и ритуал). Единственный способ преодоления этого — возвращение театра к его ритуальной природе, древнему прообразу живого диалога между актёрами и зрителями. Спектакли Сергея Федотова выстроены в логике, возвращающей к сакральности живого взаимодействия, почти «первобытного» обмена энергией между сценой и зрительным залом.

В театральном методе Сергея Федотова наряду с идеями Гротовского и Арто наиважнейшим становится и понятие атмосферы Михаила Чехова, связывающей актёров между собой, соединяющей актёров и зрителей, сплавляющей миры автора и режиссёра в единое эмоциональное поле, которое выводит всех участников театрального «священнодействия» из сферы «рассудка, всегда холодного, всегда отчуждающего» (М. Чехов) и погружает в пространство смысла и подсознания, дарит возможность совместного постижения и переживания. Ведущую роль в этом играет импровизация, являющаяся и частью спектакля, и методом репетиций — именно она открывает путь к сотворчеству, помогает раскрыть многообразие значений. Уникальность системы «У Моста» состоит ещё и в том, что репетиционный процесс и после премьеры не останавливается и каждый сыгранный спектакль обсуждается и анализируется актёрами и режиссёром.[источник не указан 50 дней]

Другой важной особенностью постановок театра «У Моста» оказывается их выстроенность относительно фигуры актёра — самого сложного режиссёрского инструмента в диалоге со зрителем.

«Когда работаю с артистами, я не загоняю их в рамки заготовленного рисунка и какой-то определённой концепции. Мне интересно колдовать шаманить, сочинять вместе с ними. Актёры импровизируют, играют этюды, а я размышляю. В результате получается нечто такое, о чем актёры и не подозревали. В нашей системе актёры играют не столько роли, сколько спектакль».

Именно игра актёров внутри единого ансамбля создаёт многоуровневую структуру спектакля. Режиссёр выстраивает сценическ ий мир так жестко, что актёр становится его органической частью, начинает чувствовать негласные законы существования конкретной истории, благодаря которым не искажается ни жанровая составляющая, ни логика событий, ни художественный мир автора.

«Сергей Федотов - магистр театра. Он в профессии и профессия в нём. Непостижимым для меня образом Сергей Федотов мастерски кристаллизует жанр и вводит его каким-то одному ему известным способом инъекции в актёрскую душу. И созданный им мир начинает дышать, пульсировать и засасывать нас, зрителей, в своё магическое пространство»[2].

Такое внимание к литературному тексту в театре «У Моста» отчасти является следованием театральному методу Анатолия Эфроса, для которого спектакль — это, прежде всего, постижение природы чувств и художественного мира автора. В постановках Федотова и в процессе его репетиций фигура драматурга и сохранение границ его мира становятся главной целью работы.

© БиоЗвёзд.Ру