Главная Войти О сайте

Сергей Колосов

Сергей Колосов

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, академик Российской академии телевидения, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук, профессор
Дата рождения: 27.12.1921
Гражданство: Россия

Родился 27 декабря 1921 года в Москве. Отец – Колосов-Маевский Николай Алексеевич (1893–1961). Мать – Франк-Колосова Любовь Исидоровна (1893–1953). Супруга – Касаткина Людмила Ивановна (1925 г. рожд.), актриса театра и кино, народная артистка СССР. Сын – Колосов Алексей Сергеевич (1958 г. рожд.), джазовый композитор и музыкант-исполнитель, историк и теоретик джазовой музыки. Внучки: Людмила (1984 г. рожд.) и Анна (2001 г. рожд.).

Родители С.Н. Колосова были теми классическими российскими интеллигентами, для кого, выражаясь языком из времен их юности, общественные интересы и интересы культурные существовали нераздельно. Так, Л.И. Франк-Колосова имела диплом юриста, говорила на нескольких европейских языках, после революции работала в издательстве «Вопросы труда», в «Изогиз». Свело Николая Алексеевича и Любовь Исидоровну общее увлечение театром, который был важным, серьезным и широко распространенным явлением отечественной жизни конца XIX – начала XX века.

После революции Н.А. и Л.И. Колосовы развернули в Екатеринбурге активную театрально-общественную деятельность, создали в столице Урала одну из первых в стране стационарных трупп, ориентированных на детскую аудиторию. Молодых, энергичных энтузиастов заметили, пригласили в Москву. Чета Колосовых отправилась в столицу. В условиях тогдашней разрухи путешествие растянулось на месяцы. Прибыв с изрядным опозданием к своим потенциальным работодателям, Н.А. и Л.И. Колосовы узнали, что места, предназначавшиеся для них, уже заняты. Ждать неопределенное время не было возможности: в семействе скоро должно было появиться прибавление.

Л.И. Колосова устроилась на работу и затем до последнего дня жизни трудилась в системе «культурных связей с заграницей» (ВОКС). Н.А. Колосов, хотя не получил вузовского диплома, но отличался глубокой образованностью, широтой культурного кругозора. Он стал одним из видных и авторитетных издательских работников Москвы.

Пристрастие же родителей Сергея Николаевича к сцене сделало из них заядлых московских театралов. Не пропускалась ни одна значительная премьера. В доме жили общими театральными интересами – и родители, и с младых ногтей – подраставший сын.

Эти интересы привели Сергея Колосова еще школьником в театральную студию Бауманского районного Дома культуры города Москвы. Первым наставником Колосова стал хорошо известный тогдашней театральной Москве Сергей Владимирович Серпинский. Занятия у него дали Колосову первый практический опыт и, кажется, вполне определяли будущее.

Жизнь, однако, внесла в судьбу свои драматические поправки.

Сергей Колосов, призванный 31 октября 1939 года на действительную военную службу, стал участником начавшейся вскоре советско-финляндской войны. В начале февраля 1940 года, то есть за месяц до окончания военных действий, в одном из боев на Карельском перешейке С.Н. Колосов получил ранение. Длительное время провел в госпиталях. Врачи, как они сами говорили, чудом спасли ему правую руку и признали годным к нестроевой службе.

Как раз в ту пору нарком обороны маршал С.К. Тимошенко подписал приказ о создании «команды красноармейцев-актеров Центрального театра Красной Армии (ЦТКА)». В этой «команде» от поколения к поколению на протяжении шести десятилетий делали свои первые шаги многие известные впоследствии режиссеры, актеры, театроведы – Алексей Попов, Михаил Глузский, Андрей Петров, Олег Меньшиков, Александр Домогаров, Михаил Швыдкой, Андрей Караулов и др.

Туда Колосов после излечения и был определен 31 октября 1940 года. Военным делом они почти не занимались, не считая строевой и физической подготовки. Главную обязанность «команды» составляло участие в народных сценах (термин А.Д. Попова) в спектаклях: «Полководец Суворов», «Пархоменко», «Сон в летнюю ночь». Все внимание Колосова было сосредоточено на репетициях А.Д. Попова – художественного руководителя ЦТКА, одной из самых масштабных фигур в плеяде великих режиссеров ХХ столетия. Уже после войны недавний фронтовик Колосов обретет в нем Учителя.

После эвакуации театра в Свердловск осенью 1941 года Колосов окончил офицерское училище, воевал, готовил кадры. Награжден орденом Отечественной войны I степени. Демобилизовался старший лейтенант Колосов лишь летом 1946 года.

Он поступает на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС, с 1992 – Российская академия театрального искусства, ГИТИС–РАТИ). Конкурс на режиссерский факультет был огромный: 19 человек на место. Колосов стал рядовым той армии студентов первой послевоенной поры, кто ходил на занятия в видавших виды сапогах, гимнастерках, шинелях: другого за годы войны не нажили…

ГИТИС дал Сергею Колосову на всю жизнь и крепкий профессионализм, и моральную закалку, и – главного в его жизни человека. Именно такими «навсегда главными людьми» стали друг для друга Сергей Николаевич Колосов и Людмила Ивановна Касаткина – большой режиссер и большая актриса. Родилось содружество, замечательное и по своей устойчивости, и по творческой результативности, и по той особой нравственной интонации, которая придала семейному союзу двух выдающихся мастеров очевидный и общепризнанный общественный смысл. Возник семейный союз, о котором полвека знает вся страна, и не просто знает, но относится к нему с особой трепетностью, как к национальному достоянию, воспринимает этот союз как эталон чего-то нормально и устойчиво прекрасного в сумасшедшее время всеобщих потрясений, дешевых гримас и тотального распада.

В феврале 1959 года состоялся режиссерский кинодебют С.Н. Колосова – фильм «Солдатское сердце».

В том же 1959 году общесоюзный резонанс обрела одна из самых значительных постановок Центрального театра Советской армии (так с 1951 года стал называться ЦТКА) – легендарная «Барабанщица» по пьесе А.Д. Салынского о девушке-разведчице Ниле Снежко; о том, что критика определила как «подвиг без надежды на награду». Поставил спектакль А.З. Окунчиков – один из первых педагогов, с которым студент Колосов встретился в аудитории. В 1951 году Окунчиков стал сопостановщиком А.Д. Попова при работе над гоголевским «Ревизором». Ассистентом режиссера на этой постановке стал Сергей Колосов, уже пятикурсник ГИТИСа. В образе дочки Городничего, Марьи Антоновны Сквозник-Дмухановской, в одной из своих первых приметных ролей на сцене ЦТСА, вышла молодая актриса Людмила Касаткина, принятая в труппу четырьмя годами ранее. А ролью Хлестакова в этом спектакле прогремел на всю Москву молодой актер Андрей Алексеевич Попов, сын худрука, сам будущий худрук ЦТСА, будущий народный артист СССР. Актер, с которым десять лет спустя и Колосов, и Касаткина встретятся на съемочной площадке, работая над телефильмом «Укрощение строптивой».

Одним из первых педагогов С.Н. Колосова стал и Б.Е. Захава, в будущем также народный артист СССР (1967).

Среди первоклассных педагогов, с которыми студент Колосов изо дня в день встречался непосредственно в аудитории, – выдающийся шекспировед М.М. Морозов: будущие доктора искусствоведения театроведы Ю.А. Дмитриев и Б.И. Ростоцкий. Историю западноевропейского театра преподавала Г.Б. Асеева, зарубежную литературу –

А.С. Поль, декорационное искусство – В.Н. Мюллер.

Историю быта и костюма читал человек, имя которого было хорошо известно в первое послереволюционное десятилетие. Это был Николай Михайлович Тарабукин. Именно он не только дал знания, но и привил студенту Сергею Колосову особый вкус к тонкой и точной подаче бытовой детали, к аксессуару костюма, элементу интерьера как емкой характеристике эпохи, личности, ситуации.

Среди гитисовских сокурсников С.Н. Колосова – будущие большие мастера: народный артист СССР Г.Д. Лордкипанидзе, народный артист РСФСР С.Г. Микаэлян, заслуженный артист РСФСР А.Б. Шатрин, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Ленинской премии и Государственной премии РСФСР А.Б. Гребнев. С.Н. Колосов учился одновременно с М.И. Туровской, Ю.М. Ханютиным, Н.М. Зоркой, И.Н. Соловьевой, И.Л. Вишневской, Е.И. Поляковой, А.Г. Образцовой, К.Л. Рудницким, Т.И. Бачелис. Дипломную работу С.Н. Колосова рецензировали Б.И. Ростоцкий и В.Г. Комиссаржевский, в будущем – главный режиссер Московского театра имени М.Н. Ермоловой.

Второкурсником Колосов оказался центром общеинститутской сенсации из тех, какие потом годами помнятся в стенах творческих вузов. Ее поводом стал режиссерский план, а затем и поставленные на площадке фрагменты шекспировского «Ричарда III». Работа настолько запомнилась, что когда годы спустя А.Д. Попов обратился к главному режиссеру Театра сатиры профессору ГИТИСа Н.В. Петрову (руководителю курса, на котором учился А.В. Эфрос, который шел на год раньше Колосова) с просьбой дать возможность талантливому выпускнику попробовать свои силы на сцене этого театра, Петров сразу вспомнит виденные им в день студенческого показа «ричардовские» фрагменты на институтской сцене; они и станут наилучшей рекомендацией.

Результатом студенческого успеха оказались Сталинская стипендия, что было престижно, да и с материальной точки зрения немаловажно в те далеко не сытые годы. Колосов получал ее до конца учебы в институте, и это также – существенный «знак качества», первое официальное признание таланта, знаний, работоспособности.

Успех сцен из «Ричарда III» породил идею создать в ГИТИСе «Шекспировский научно-творческий студенческий кружок», который Колосов и возглавил, а руководителем согласился стать ведущий советский шекспировед той поры Михаил Михайлович Морозов.

Работа «кружка», ставшего на деле настоящим «шекспировским клубом», заседания которого имели общемосковский резонанс, продолжались в течение двух лет, при полном зале. Среди выступавших перед аудиторией был С.Я. Маршак, чье имя как раз в это время особенно гремело в связи со сделанными им во время войны блестящими переводами всех 154 шекспировских сонетов. Выступали на кружке С.М.Михоэлс, А.Д. Попов, Ю.А. Завадский.

Затем активность «кружка» сошла на нет: Колосова поглотила работа режиссера-ассистента в ЦТСА, да и все более ухудшалось здоровье М.М. Морозова.

Состоявшаяся впоследствии, уже для телевидения, колосовская версия «Укрощения строптивой» (1961) – естественное продолжение начатого еще в юности, углубленного и увлеченного диалога режиссера Сергея Колосова с шекспировским наследием. И тут тоже – органическая связь поколений: ведь Колосов, работая над своим телефильмом с актерами ЦТСА (А.А. Попов, Л.И. Касаткина, В.М. Зельдин, A.M. Ходурский, В.Б. Сошальский), основывался на одном из самых знаменитых спектаклей театра, поставленном А.Д. Поповым еще в 1937 году.

В конце третьего года обучения Колосов попросил разрешения А.Д. Попова на прохождение производственной практики в ЦТКА. Такое согласие было получено, и началась работа практиканта на спектакле «Степь широкая» (по пьесе Н.Г. Винникова). Спектакль получил Сталинскую премию 1950 года. Затем как помощник, талант и работоспособность которого проверены в деле, Колосов уже в качестве режиссера-ассистента принимал участие в постановках спектаклей по пьесам «Незабываемый 1919-й» В.В. Вишневского, «Флаг адмирала» А.П. Штейна (1950. Спектакль получил Сталинскую премию 1951 года).

Последней ассистентской работой Колосова с А.Д. Поповым была упомянутая уже постановка «Ревизора». Затем Колосов должен был сосредоточиться на своем дипломном спектакле. Требовалось найти себе замену – таков был по-обычному “жесткий педагогический ход” А.Д. Попова. Колосов предложил Попову в качестве ассистента режиссера молодого ленинградца Б.А. Львова-Анохина, прекрасно с Поповым сработавшегося. Он тоже был членом «команды».

В 1952 году С.Н. Колосов выступает с дипломным спектаклем по пьесе С.Л.Львова «Наследники» на Малой сцене ЦТСА. Диплом он защищает с отличием, но – годом позже других своих сокурсников: мастер, А. Д. Попов, категорически настаивал, чтобы любимый и очевидно перспективный ученик не просто выходил на защиту, но и выходил с репертуарным спектаклем в его, Попова театре. И притом – обязательно с современной пьесой.

Споров вокруг дипломного спектакля было много. Колосова не только хвалили, но и изрядно пощипали. Общая же оценка спектакля была безусловно положительной.

Однако Попов, учитель столь же требовательный, сколь и мудрый, верящий в возможности своего ученика, в практической совместной работе оценивший профессионализм своего вчерашнего студента, не берет его в «свой» театр.

Побудив ученика начать работу в Московском театре сатиры, А.Д. Попов сознательно пускает его в самостоятельное плавание, и притом «отдает» С.Н. Колосова в труппу, где в этот момент был буквально голод на хорошую режиссуру. Колосов не только сразу получает постановку, но вскоре совмещает труд режиссера с исполнением обязанностей заведую-щего литературной частью Театра сатиры. Этим тоже прививается важнейший навык на всю последующую режиссер-скую жизнь: искать, искать, пусть долго, но – искать и находить тему, литературные и исторические источники, свидетелей – очевидцев эпохи, иконографический материал...

В марте 1953 года Колосов начинает работу над комедией Г. Филь-динга «Судья в ловушке» (перевод был заказан театром К.И. Чуков-скому и его помощнице Т.М. Литвиновой, с которыми у Колосова установились хорошие творческие отношения). Постановка была связана с приближающимся 200-летием со дня смерти великого английского сатирика (в 1998 году Колосов экранизирует для телевидения эту пьесу в содружестве с художником

М. Карташовым и оператором Б. Брожовским).

Работать над фильдинговской пьесой режиссеру довелось с такими мастерами, как В. Лепко, Г. Менглет, А. Ячницкий, Р. Холодов, и молодыми – В. Васильевой и А. Папановым (в процессе репетиции состав частично изменился). Премьера спектакля состоялась в 1954 году: сначала ее «обкатали» во время летних гастролей театра в Свердловске и Новосибирске, а осенью ее увидела и театральная Москва. На премьере был известный английский писатель Дж. Линдсей, высоко оценивший работу молодого режиссера. Положительными были и отзывы прессы. «Правда» на первой полосе информировала о премьере, что по тем временам означало официальное признание.

Работая в Театре сатиры, Колосов параллельно открывает для себя новые творческие возможности, связанные с радиотеатром – популярнейшей в то время формой «эфирного» бытования пьесы. Любимая всей страной передача «Театр у микрофона» находилась в авангарде культуры, несла эту культуру действительно по всей стране, воистину в самые отдаленные уголки ее, где люди слушали голоса лучших актеров, наслаждались «мхатовскими» интонациями, говором «великих старух» Малого театра.

По предложению А.И. Платонова, главного режиссера этой редакции и большого энтузиаста «звучащего театра», в 1952 году Колосов осуществляет радиоверсию своего дипломного спектакля. Работа понравилась. Режиссеру предлагают продолжить сотрудничество, создав на радио «Театр одноактной пьесы». Ставились пьесы как отечественных, так и зарубежных авторов – от В.Е. Ардова, который был самым усердным в стране поставщиком «одноактной драматургии» для самодеятельных кружков и клубов, до М. Сервантеса («Саламанкская пещера»).

На радио, в постановке С.Н. Колосова, обретает жизнь одна из ранних пьес Л.Г. Зорина, автора «Варшавской мелодии», «Диона», «Коронации», «Медной бабушки», «Театральной фантазии», «Покровских ворот», «Царской охоты», «Цитаты».

В радиоспектакле «Тулон» (1953) по пьесе Ж.-Р. Блока наряду со знаменитыми вахтанговцами М.Ф. Астанговым и Ю.П. Любимовым участвовал и молодой, еще широко не известный М.А. Ульянов.

Затем Колосов написал радиопьесу по повести С.Л. Львова «Полтора месяца в жизни Тамары» (Львов был автором пьесы «Наследники» – дипломного спектакля Колосова) с прекрасной актрисой Малого театра К.Ф. Роек (несравненная цыганка Маша в «Живом трупе» и Лариса в «Бесприданнице») и уже знаменитым С.Ф. Бондарчуком в главных ролях. Участвовал и набиравший популярность А.Д. Папанов.

Знаменательно это сотрудничество со Львовым: на протяжении всей своей режиссерской жизни Колосов постоянно будет возобновлять такое сотрудничество с людьми разных профессий, с теми, с кем уже добился интересного результата, с кем наладился рабочий контакт.

Особое место среди постановок Колосова на радио заняла одноактная пьеса «Северо-западнее Берлина» С.Ф. Гансовского – по драматизму событий, богатству звуковой партитуры, умело воссозданной атмосфере конца войны (впоследствии по пьесе создан телеспектакль). И тематически, и стилистически этот радиоспектакль тесно «завязан» на фильм «Солдатское сердце».

Для своего радиотеатра Колосов готовит и постановку «Вызываем огонь на себя» – о брянских подпольщиках времен Великой Отечественной. Но она прошла в эфире лишь один раз и была со скандалом запрещена: первый секретарь обкома КПСС обратился с просьбой о таком запрете к секретарю ЦК КПСС, мотивируя тем, что в спектакле показаны «не те люди». «Героями подполья» давно уже были назначены те, кому положено, награды и блага – распределены, и уже первое колосовское прикосновение к правде этих событий несло кому-то дискомфорт, а кем-то интерпретировалось и как «посягательство на святыни».

Так что война Сергея Колосова за правду, за доброе имя достойных людей, против официально освященной лжи, борьба, которая вскоре развернется в связи с постановкой первого советского многосерийного телефильма – «Вызываем огонь на себя», начиналась на радио.

Радиотеатр же после столь скандального запрета его работы Колосов покинул.

И в этом поступке – одна из важных характеристик Колосова-мастера, Колосова-человека: он борется до конца, но никогда не позволяет унижаться. Не дает унижать себя и не терпит, когда унижению подвергается кто-то близкий ему или что-то дорогое для него. Он уходит – без театральных жестов, но так, что те, кому впору бы торжествовать победу, навсегда ощущают себя побежденными, побежденными выглядят в глазах окружающих.

Но когда Колосов, порой резко меняя привычный уклад жизни, уходит к новым рубежам творчества, к решению новых задач, – он увлекает за собой людей. А те, кто остается в его «прошлой жизни», остаются навсегда его добрыми друзьями.

Колосов приступил к новой pa6oте над пьесой известного в ту пору «крокодильского» автора Евг. Бермонти.

В декабре 1954 года в судьбе Колосова произошел крутой поворот. Посмотреть «Судью в ловушке» пришел директор «Мосфильма» знаменитый Иван Пырьев, всесильный «кинематографический диктатор» общесоюзного масштаба. Посмотрел – и сразу после спектакля начал массированную атаку на Колосова, уговаривая его перейти работать в кино. В театре узнали об этом. Делегировали Г.П. Менглета с предложением от всей группы: стать директором Театра сатиры, с перспективой занять пост художественного руководителя. Колосов, однако, делает свой выбор – в пользу кино.

На театральную сцену в качестве режиссера-постановщика он выйдет лишь почти через полвека – в марте 2001 года.

С 1955 года судьба режиссера С.Н. Колосова связывается с киностудией «Мосфильм». А десять лет спустя, в 1965 году, он станет бессменным художественным руководителем объединения «Телефильм». Оно завершилось именно под руководством Колосова.

На протяжении десятилетий, Объединение было ведущей силой в общей работе отечественного искусства по созданию телевизионного кино, этого значительнейшего явления отечественной культуры 1960–1990-х годов, снискавшего и самую широкую зрительскую популярность, и международное признание.

Колосов-художник проявляет себя на посту руководителя объединения и как первоклассный организатор, как человек, умеющий создать команду не только для производства очередного собственного фильма, но и для работы над телевизионным кино как таковым. Он мыслит стратегически, чувствует новое в искусстве, ясно видит перспективу и, что так важно для художественной среды, – умеет «ловить» таланты, радоваться успехам других. Художник-руководитель, напрочь лишенный чувства зависти по отношению к этим успехам, – явление редкое и оттого еще более драгоценное. Поэтому Колосова и благодарят за участие в своей судьбе многие крупнейшие мастера.

Колосову принадлежала инициатива приглашения для работы в своем объединении больших режиссеров, в том числе и «опальных» с точки зрения тогдашнего официоза – мастеров, создавших потом истинные шедевры телекино. Достаточно назвать М.А. Захарова и его фильмы «Обыкновенное чудо» (1978), «Тот самый Мюнхгаузен» (1975) и «Формула любви» (1984).

Именно С.Н. Колосовым в мосфильмовское объединение приглашен из Одессы Е.И. Ташков, – и в 1967 году появляется его трехсерийный телефильм «Майор Вихрь». В 1970 году Ташков – уже и автор блистательного «Адъютанта его превосходительства». А затем последовали и проникновенные «Уроки французского», и экранизация великого произведения Достоевского «Подросток» (1978).

В объединение были приглашены крупные, известные мастера: М.А. Швейцер («Карусель», 1970, «Маленькие трагедии», «Мертвые души», 1984), В. Жалакявичус («Авария», 1974), С. Самсонов («Чисто английское убийство», 1974), В.С. Ордынский («Первая любовь», 1968, «Хождение по мукам», 1977), В.П. Басов («Опасный поворот», 1972), Ю. Карасик («Стакан воды», 1979), Э.А. Рязанов («Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975, «О бедном гусаре замолвите слово», 1980).

Приход этих режиссеров в телекино на плацдарме «Мосфильма» существенно поднял значимость и весомость телевизионного кинематографа как искусства.

Основными режиссерами объединения стали представители, условно говоря, среднего поколения, то есть люди, уже имевшие по несколько работ, но развернувшиеся в полный рост именно в «Телефильме»: В. Усков и В. Краснопольский («Тени исчезают в полдень», 1972, «Вечный зов», 1976–1977), Е. Карелов («Два капитана», 1976), А. Коренев («Большая перемена», 1973), С. Соловьев («Станционный смотритель», 1972), Л. Квинихидзе («31 июня», 1978, «Мэри Поппинс, до свидания», 1983), А. Прошкин («Михайло Ломоносов», 1986, «Николай Вавилов», 1990), А. Сиренко («Софья Петровна», 1989), К. Худяков («С вечера до полудня», 1981), Р. Нахапетов («Не стреляйте в белых лебедей», 1980), М. Козаков («Покровские ворота», 1982, «Визит дамы», 1989), А. Сурикова («Ищите женщину», 1982), В. Гориккер («Под крышами Монмартра», 1975), Б. Мансуров («Картина», 1985), М. Микаэлян («Пеппи – Длинный чулок», 1983), П. Чухрай («Запомните меня такой», 1987).

И дебютанты: Л. Марягин, начавший в объединении дипломной работой и осуществивший постановку еще пяти фильмов на современную тему (наиболее удался «Вылет задерживается», 1974). С. Дружинина, дебютировавшая ярким музыкальным водевилем («Сватовство гусара», 1979), а затем осуществившая «Дульсинею Тобосскую» и легендарных «Гардемарины, вперед» (1987). Это и Д. Барщевский, дебют которого – «Жизнь и любовь Александра Блока» (1980) – носил характер серьезного телевизионного поиска. Это В. Титов, тоже начавший с дипломной работы и впоследствии сделавший сатирическую картину «Ехали в трамвае Ильф и Петров» (1971), а позже поставивший ряд телефильмов в объединении и в Санкт-Петербурге. Дебютировал в режиссуре и один из лучших современных актеров С. Любшин («Три года», 1980).

Деятельность объединения характеризует и стремление его руководителей привлекать к его работе не только режиссеров, но и кинематографистов других ведущих профессий – мастеров высокого класса.

В объединении сделал свою первую мосфильмовскую работу выдающийся оператор В. Железняков, впоследствии – лауреат Государственной премии СССР, профессор ВГИКа. С Колосовым он снял телефильмы «Операция “Трест”» (1968), «Свеаборг» (1972), «Диалог» (1978) и кинокартину «Мать Мария» (1982).

Здесь получили возможность активной творческой реализации крупнейшие кинохудожники-постановщики: Л. Платов – заслуженный художник России, профессор, многолетний декан художественного факультета ВГИКа, М.Н. Карташов – народный художник России, лауреат Государственной премии РФ. М.Н. Карташов был непременным участником съемочных групп С.Н. Колосова с 1963 по 1998 год. Это был самый близкий соратник режиссера.

Разумеется, не вс? и не всегда удавалось. Ведь годы, когда Колосов и сам столь активно развернулся как художник и начал строить «свое» мосфильмовское объединение, – это годы неосталинистских «заморозков», сменивших краткосрочную «оттепель».

Колосов не раз вынужден был вступать в жесткое противостояние с цензурой. До сих пор он с болью вспоминает, как военные калечили фильм «Солдатское сердце», лично Лапин уродовал фильм «Диалог», фильм «Назначение» по воле председателя Гостелерадио СССР три года лежал на полке, дожидаясь встречи со зрителем. Особенно же саднящими ранами для режиссера и по сей день остается то, каких купюр потребовали в «Операции “Трест”», и то, как не дали сделать для телевидения многосерийный фильм «Мать Мария» по причине ее эмиграции и принятия ею монашеского сана. Пришлось довольствоваться односерийной кинокартиной, впоследствии номинировавшейся на Венецианском кинофестивале в 1983 году. Как не позволили рассказать, что мать Мария, православная монахиня и героиня французского Сопротивления, спасала в Париже евреев, обреченных на смерть в газовой камере… Но, зная об этих проблемах, неведомых зрителю, тем более оцениваешь, что удалось Колосову сказать, сделать достоянием общественного сознания. Чтобы противостоять такому напору, чтобы состояться самому и дать состояться другим, Колосову прежде всего как художнику надо было занять свое уникальное положение и в киносреде, и в среде телевизионной.

Для этого надо было прежде всего обозначить, а затем и завоевать собственные творческие позиции в этих новых для него сферах деятельности.

И тут Колосову везло: жизнь сводила его с людьми глубоко профессиональными, честными по отношению к искусству.

Художественным руководителем Колосова на первом этапе его работы на «Мосфильме» становится замечательный мастер Л.О. Арнштам.

В 1957 году кинорежиссер Сергей Колосов дебютирует маленьким телефильмом «Большое сердце», созданным в детской редакции на Шаболовке (сценарий А.Н.Леонтьева, по рассказу Б. А. Лавренева). Первоначальным вариантом работы был телеспектакль, снимавшийся по ночам. Эфирной премьерой и стал показ той сценической постановки, специально предназначенной для «голубого экрана».

В 1958 году он занят постановкой кинофильма «Солдатское сердце» (сценарий К.И. Рапопорта, премьера 22 февраля 1959 года в кинотеатре «Колизей»). Среди тех, с кем работал Колосов на съемочной площадке, – первоклассные актеры разных поколений: П.А. Константинов, А.И. Войцик, П.Б. Винник и конечно же В.М.Земляникин – в ту пору один из самых известных в стране молодых актеров после исполнения им роли Сережи Давыдова в фильме «Дом, в котором я живу» Я.А. Сегеля и Л.А. Кулиджанова (1957). Хорошие актеры уверенно пошли к Колосову, поверили в него, и это было важнейшим обретением, который дал уже первый шаг Колосова в кино. Колосову так и будет сопутствовать особая слава одного из самых тонких мастеров отечественной режиссуры, буквально в каждой ленте умеющего не просто «со снайперской точностью» выбрать актера, но и открыть актеру самого себя как бы заново – будь то дебютант или самый именитый исполнитель.

Режиссеру Колосову еще предстояло найти свой материал, свой художественный язык. И он обращается к тому, что несет в себе синтез столь дорогого ему театра и нового для него искусства кино. И сразу же в этом синтезе возникает третья составляющая – телевидение. Первым результатом становится «шекспировский» телефильм «Укрощение строптивой» (1961), поставленный Колосовым по собственному сценарию. «Собственный сценарий» в данном случае – не формальный момент, а своего рода «переоркестровка» и собственно шекспировской, и театральной, от А.Д.Попова шедшей, партитуры применительно к еще только открывшимся, только постигавшимся на практике возможностям телеповествования.

Теледебют оказался явлением не просто приметным, но и эстетически принципиальным. Принципиальным не только тем, что режиссер использовал опыт своего театрального учителя А.Д. Попова, но и полемичностью по отношению к недавнему «монополисту» советского кинопроката последних сталинских времен – фильму-спектаклю.

Колосов снимал в своем фильме – первом, принесшем ему настоящий успех, одну из самых знаменитых советских киноактрис. Ведь слава Людмилы Касаткиной после премьеры фильма «Укротительница тигров» Н.Н. Кошеверовой и А.В.Ивановского (1955) была просто невообразимой.

В 1962 году, на 2-м Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло, собравшем участников из 57 стран, при авторитетнейшем составе жюри премией «Золотая нимфа» за лучшее исполнение женской роли была отмечена работа актрисы Людмилы Касаткиной в телефильме Сергея Колосова «Укрощение строптивой». В следующий раз такой успех придет к нашему телекино лишь в феврале 2001 года, когда на уже 41-м Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло будет отмечена лента известного петербургского режиссера телекино В.В.Мельникова «Луной был полон сад» (2000): «Золотую Нимфу» за лучшую женскую роль получит актриса З.М. Шарко. Такой же приз за главную мужскую роль – Н.Н.Волков.

В одной из рецензий на «Укрощение строптивой» было точно замечено, что Катарина ведет свой «поединок не только с родными, не только с мужем, но и с привычными представлениями, и в этом поединке актриса, подобно Катарине, побеждает». Фильм Колосова был зрелищным, темпераментным гимном нонконформизму, столь актуальному в стране всего лишь восемь лет спустя после смерти Сталина, когда уже явственно проступали приметы конца хрущевской «оттепели».

О режиссере Сергее Колосове заговорили в профессиональной среде как о мастере интересном, блестяще состоявшемся, перспективном и... все же «странном».

Молодая муза ТВ заняла достойное место в ряду экранных искусств, нужны были не только собственно творческие, но и немалые организационные усилия. И здесь исключительная роль принадлежит С.Н. Колосову, с 1-го (учредительного) съезда Союза кинематографистов вошедшего в состав правления СК СССР и в течение 11 лет (до 1976) возглавлявшего в качестве председателя Всесоюзную комиссию телевидения СК СССР.

В 1962 году Колосов ставит телефильм «Кубинская новелла» (сценарий Г.А. Боровика, прокат 1963). Это был отклик молодого кинематографиста на кубинскую революцию, которая в те годы обрела общемировой резонанс, искреннее сочувствие сотен миллионов людей. Ей посвящали свои работы лучшие мастера кино и за рубежом, и у нас. В фильме Колосова снимались такие большие актеры, как В.С.Якут, В.В. Дружников, Л.Н. Свердлин. В этой ленте Колосов впервые вплотную, совершенно в новых масштабных измерениях подошел к теме народа, поднявшегося на борьбу за свободу, за свое достоинство.

Тема эта стала главной, когда в 1964 году, став истинным первопроходцем, Колосов создает первый отечественный многосерийный телефильм – «Вызываем огонь на себя» (по О.А. Горчакову и Я. Пшимановскому). В 1965 году фильм выходит в прокат. В 1968 году – получает премию Ленинского комсомола. Авторы первой отечественной многосерийной ленты оказываются первыми из деятелей искусства, кто был удостоен этой премии, принадлежавшей в СССР к числу самых престижных.

Это был действительно самый первый и оттого особо незабываемый, особо блистательный опыт такого рода в отечественном искусстве.

Родился новый жанр, заявила о себе новая форма. Телевидение нашло себя, открыло один из главных путей взаимодействия со своей безразмерной аудиторией. Сергей Колосов сумел через все последующие 30 лет пронести не просто равную верность «большому» и «малому» экрану, но всей своей работой доказать: лишь на путях взаимодействия, взаимоотдачи кино и телевидение способны сохранять статус искусства, притом обращенного к самому широкому зрителю и не поступающегося при этом художественностью.

Колосов показал себя мастером-новатором, истинным художником. Успех ленты определило все: и первоклассно продуманный сценарий, и абсолютная достоверность каждой детали военного быта, и отлично подобранный, интернациональный по составу актерский ансамбль, немецкие, польские, чешские исполнители – и все работали так, словно вышли из одной школы и с полуслова, полужеста понимают партнера.

Действие строилось так, что зритель напряженно, сочувственно ждал встречи с каждой из четырех серий. И был это не пресловутый «сериал», не прообраз того вселенского «мыла», которым скоро начнут пузыриться телеэкраны всего мира, но именно многосерийный телефильм, экранная форма, созвучная классическому «роману с продолжением», рассчитанная и на мобилизацию зрительского духовного, нравственного потенциала, и на то, что зритель получает увлекательное, мастерски сработанное зрелище.

Аня Морозова в исполнении Л.И. Касаткиной увлекала то мощным темпераментом, то тонким лиризмом, то озорством, тем самым «простонародным юмором», который так умел ценить общий учитель А.Д. Попов. В фильме было множество персонажей – и ни одного проходного. Драгоценностью даже в этом ансамбле выглядела работа Р.А. Быкова. Играл он подонка, предателя-полицая, и играл во всеоружии своего обаяния. Как и учил Станиславский: «Играя злого, ищи, где он добрый». И оттого был замечательно живым, порой нелепым, порой даже обаятельным – и, «по нарастающей», все более страшным.

Символично, что руководительнице подполья Ане Морозовой, главной героине фильма, 8 мая 1965 года, в канун широко отмечавшегося 20-летия Победы и через два месяца после премьеры картины, было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. Польский патриот Ян Маньковский, советские солдаты Иван Алдюхов и Константин Поваров посмертно награждены орденами Отечественной войны. Десятеро тех, кто участвовал в подпольной работе и остался в живых, награждены боевыми медалями. В 1968 году в поселке Сеща Дубровского района Брянской области открыт памятник Сещинскому интернацио-нальному подполью. Чешский патриот Венделин Робличка награжден правительством ЧССР. Аня Морозова и Ян Маньковский (посмертно), а также Вацлав Мессьяш и Ян Тыма – орденами польского правительства.

Успех Колосова-режиссера в 1966 году закрепляет телефильм «Душечка» (по собственному сценарию на основе одного из проникновеннейших рассказов А.П. Чехова).

Сыграв главную героиню, сперва – юную Оленьку Племянникову, затем – Ольгу Семеновну со всеми ее многочисленными мужьями, один из вершинных своих актерских шедевров создала Л.И. Касаткина. Сыграв целую жизнь своей героини, Касаткина сотворила одну из вершин возрастного перевоплощения в русском актерском искусстве.

Фильм по существу «закрыл» вечные и пустопорожние споры о «кинематографичности» или «некинематографичности» чеховских произведений. Он и прочел повесть совершенно по-новому.

Само имя – «Душечка» – стало нарицательным, стало чуть ли не синонимом конформизма, моральной всеядности. Колосов и Касаткина раскрыли трагедию души чистой, доверчивой, созданной для любви и счастья.

Сутью ее существа было простое и вечное. «Как хочется к кому-то прислониться». Прислониться – и быть поддержкой, ощущая поддержку другого. Тут была жажда отдать себя целиком ради простого счастья. И трагедия несбывшегося...

И вновь сниматься у Колосова идут крупнейшие актеры: Р.А. Быков, П.А. Константинов, Р.Д. Ткачук.

Фильм поэтично снят, в нем очень выразительны и портретные кадры, и негромкие пейзажи русской провинции, и бесхитростный уют провинциальных интерьеров. На этом фильме Колосов вновь встретился со старейшим оператором В.Т. Яковлевым, снимавшим с классиками советского кино такие ленты, как «Учитель» С.А. Герасимова, «Петр Первый», «Без вины виноватые», «Юбилей» В.М. Петрова. С Колосовым они уже работали над фильмами «Кубинская новелла» и «Вызываем огонь на себя». Яковлев был тем оператором старой, кинематографической выучки, кто тонко понял новые возможности, открываемые телеэкраном, и ограничения, которые телеэкран диктует. «Душечка» стала своеобразной вершиной этого творческого содружества, стала и школой операторского мастерства при работе в телекино для художников новых поколений.

1968 год. Снова премьера многосерийной ленты Колосова: на телеэкраны страны выходят четыре серии фильма «Операция “Трест”». В основе – поп

© БиоЗвёзд.Ру