Главная Войти О сайте

Сергей Потемкин

Сергей Потемкин

Петербуржский режиссер
Гражданство: Россия

Молодой, талантливый петербуржский режиссёр Сергей Потёмкин – человек, очень трепетно относящийся к своей работе и искусству в целом. Каждая его работа – результат долгого и кропотливого изучения себя, своей профессии и окружающих людей. О самой известной своей картине «Город без солнца» Сергей рассказал нам в интервью.

Откуда взялась Люси? Как она появилась?

- Люси - это вымышленный персонаж, собирательный образ на основе некоторых моих знакомых и знакомых сценариста. Прототипа у героя Люси нет, скорее есть человек, который одновременно является прототипом и Алекса, и Люси. Поэтому и характер её неоднозначный. У нашего сценариста была незаконченная повесть про девушку с таким именем, на основе этой идеи мы развили сюжет.

Почему на роль Алекса Вы выбрали Безрукова?

- Могу сказать, что Безруков сам выбрал эту роль. Мы с Сергеем знакомы очень давно, он согласился сыграть в этом фильме ещё до настигнувшей его после сериала "Бригада" славы. Но после съёмок в гангстерской саге, прочитав наш сценарий уже в новой форме, у него неожиданно появился интерес не к главной роли Егора, как изначально мы планировали, а к Алексу. Сергею захотелось сыграть характерную роль, которая отличалась бы от всего, с чем он имел дело раньше.

Да, получился бы Егор этаким суперменом в исполнении Безрукова, хотя по фильму персонаж спасает-то больше самого себя.

- Сергей Безруков сказал, что такой роли никогда не играл, поэтому ему было интересно. Я очень Рад, что роль Егора сыграл Максим Аверин - замечательный актёр, который сейчас все больше и больше становится популярен. Тогда он заявил о себе ролью в фильме "Магнитные бури" Вадима Абрашитова. Это очень серьёзная работа, после которой мы и заметили этого артиста.

По поводу замысла, "Город без солнца" - откуда пришло название?

- Мы вдохновлялись выставкой замечательного фотохудожника Кирилла Ефимова, которая называлась "Город без солнца". А когда стали делать фильм, пригласили его в команду. Кирилл дал нам свои замечательные фотографии, которые по фильму снимает Алекс.

Откуда тема наркомании? Насколько я знаю, Вы и сейчас снимаете фильм про наркотики.

- Всё получилось случайно. Впервые я столкнулся с этой темой, работая над одной игровой картиной, хотя ни я, ни мои друзья никогда зависимы от наркотиков не были. Изначально была идея делать фильм о Санкт-Петербурге. История Люси и Егора была оной из многих петербургских историй. В процессе подготовки сценария эта линия стала самой важной в работе над фильмом, и постепенно тема борьбы с наркоманией вышла на первый план, хотя я не могу сказать, что это главная тема фильма. Всё-таки картина о жертвенной любви, о вере, о преданности, об искусстве, которое здесь имеет очень важное значение.

На какого зрителя рассчитан "Город без солнца"?

- Мы рассчитывали на зрителя старше 20 лет, среднего класса. Неожиданным оказалось то, что зритель оказался очень молодым. Мы не ожидали, что картина будет очень нравиться подросткам 13-14 лет. Мы считали, что история про взрослых людей будет интересна зрителю постарше.

Фильм сопровождается великолепной музыкой. Чья она? Она была написана специально для Вашей картины?

- Музыку к фильму написал, к сожалению, ныне покойный Сергей Щураков. Это замечательный композитор, известен тем, что был аккордионистом в группе "Аквариум" в её золотом периоде - в конце 80х - начале 90х. Его главное музыкальное детище - оркестр "Вермишель", который он сформировал в конце 90-х. Он существовал 10 лет, играл очень сложную полистилистическую музыку. В фильме нет никаких электронных инструментов, вся музыка записана вживую, специально для этой картины. Без этой музыки фильм был бы очень тяжёлый. А музыка Сергея Щуракова внесла идеальный слой, пласт, иначе фильм был бы слишком реалистический.

В фильме есть уникальные кадры празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Можете что-то рассказать по этому поводу?

- Эти кадры мы сняли ещё до съёмок самого фильма. Мы с оператором Сергеем Юриздицким снимали этот праздник в документальном стиле, пытались увидеть его изнутри, глазами обычного человека. Праздники в центре Санкт-Петербурга проходят обычно в этаком безумном ключе, поэтому было немного сложно. По большому счёту благодаря именно Сергею Юриздицкому, известному ещё и по фильмам Сакурова, Петербург получился не открыточным, а со своей атмосферой.

Каким Вы хотели показать город, и каким он получился?

- Во многом город получился так, как мы и хотели. Изначально мы вдохновлялись фотографиями Кирилла Ефимова, и пытались привнести что-то еще, соответствующее его взгляду. Потом сами фотографировали будущие места съёмок, искали ключевые кадры с помощью фотоаппарата. Образ города заранее продумали. Мы хотели Петербург сделать героем фильма и шли к этому от традиций русской литературы - от Пушкина с его "Медным всадником", от "Невского проспекта" Гоголя, от произведений Достоевского. Город мы действительно хотели сделать полноправным героем, который одновременно давит на людей и сострадает, сопереживает. Такую двойственность Петербурга хотели показать - и это удалось. Город действительно является одним из героев фильма. Эта история с одной стороны универсальна, она могла произойти в любом другом месте, но, в то же время, это уникальная питерская история по своим характерам. В каждом герое мы хотели показать двойственность: в положительном Егоре - отрицательные стороны, а в антигерое Алексе - его душевность.

В начале фильма Вы показали выставку Алекса с перформансом. Очень интересно с точки зрения современного искусства, достаточно важный способ подачи города. Вы сами придумали?

- Как я уже говорил, в основе выставки фотографии Кирилла Ефимова. Здесь сам по себе уникальный взгляд на город. Кирилл сосем другой человек, более позитивный, нежели наш герой, поэтому большинство фотографий пришлось взять в чёрно-белом варианте. Но настоящую выставку "Город без солнца" для фильма мы перевели в более авангардный вид. Перформанс придумали мы со сценаристом Игорем Герцевым, сидя за столом, когда пришло время этой сцены. Можно будет сделать как-нибудь в реальности.

Интересно было бы посмотреть на это. Вообще, фильм не так часто вызывает сильные эмоции, впечатления, но если вызывает, то действует сильно. С чем это связано, как думаете?

- У каждого человека свой настрой, у каждого режиссёра есть свой зритель - всё просто. Важно другое, как говорит Луис Буньюэль: "Нужно снимать фильмы для друзей", не тех, которых я знаю, а которые у меня могут быть в мире. Очень важно, когда благодаря фильму появляется много друзей, то есть людей которым нравится, что ты делаешь.

Какие режиссёры Вам близки? Кого бы Вы могли назвать своим другом в этом ключе?

- Естественно, Андрей Тарковский, наверное, самый близкий для меня режиссёр. Нравится французская новая волна - Франсуа Трюффо, Жан Люк Годар; Юлий Дворкин, у которого я учился, польский режиссер Кшиштоф Занусси, с которым работал на двух картинах. Я заимствовал его манеру работы на съёмочной площадке: никогда не повышать голос на людей, создавать дружескую атмосферу на съёмочной площадке.

В фильме режиссёр детского театра говорит о том, что не имеющая актёрского образования Люси - его главная находка. Вы сами предпочитаете работать с опытными профессиональными актёрами или искать некие самородки?

- Я понял, что мне ближе работать с профессионалами. Возможно из-за того, что у меня соответствующее образование, и проще сразу разговаривать на одном языке. Может быть, когда-нибудь я от этого отойду. Считаю высшей степенью режиссуры, когда человек может работать с непрофессиональными актёрами

"Город без солнца" был снят в 2005 году. Чем Вы занимались все эти 4 года?

- Мне посчастливилось заняться преподаванием и съёмками документальных фильмов. Работал над фильмами о БДТ им. Г.А. Товстоногова. Фильм, посвящённый творчеству Георгия Александровича и его артистов. А преподавание - очень интересный для меня опыт. Я преподаю на кафедре кино- и тележурналистики основы режиссуры и монтаж тележурналистам. Наше обучение немного отличается от того, что происходит в других ВУЗах. Для нас тележурналист должен быть, прежде всего, с режиссёрской подготовкой, а не с газетным публицистическим мышлением. Мы следуем западной традиции, когда журналист может и снимать, и монтировать, и полностью режиссировать программу.

Какие творческие планы на будущее?

- Моя мечта, которая скоро реализуется - снять фильм по сценарию под названием "Орден верного пса". Это картина для семейного просмотра, детская сказка - достаточно нетрадиционная идея для нашего современного кинематографа. Мне кажется, ниша семейного кино сейчас не занята. Фильм про приключения во времени с собаками в лучших традициях советских сказок, как "Гостья из будущего".

Да, очень не хватает такой частички доброго детства.

- Снимают сейчас детское кино, но всё-таки тяжеловатое, загрузное для молодого поколения. Хочется что-то лёгкое, чтобы всей семье было приятно сходить в кино.

Что Вы читаете? Как воспринимаете книги?

- Когда я читаю книжки, улавливаю какую-то интонацию, иногда я её пытаюсь передать в фильмах. Чувствую в произведе нии какую-то интонацию, какую-то атмосферу, настрой и пытаюсь соответствовать. То же самое можно сказать и про Хармса, который звучит в фильме. Люси играет пьесу "Елизавета Бам", и определённый хармсовский настрой чувствуется не только в этом кусочке, а во всём фильме. Я считаю, что литературу нужно читать на оригинальном языке, поэтому, предпочитаю русских писателей, к тому же они для меня близки: Лесков, Достоевский, Гоголь, Хармс.

Как относитесь к современному кинематографу?

- Сейчас нашему кино нехватает какой-то самобытности. В то же время, есть режиссёры, подходящие под это определение, например, Лидия Боброва. Мне кажется, не надо стараться показать именно самобытность, стоит работать для людей так, чтобы было понятно по всему миру - тогда всё получится. Если ставить задачи, ориентируясь на западное кино, либо на предмет только нашей аудитории, можно промахнуться. Главное, делать кино для друзей.

© БиоЗвёзд.Ру