Главная Войти О сайте

Сергей Смирнов

Сергей Смирнов

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики
Дата рождения: 29.08.1941
Гражданство: Россия
Родился 29 августа 1941 г. в г. Слоним Гродненской области Белоруссии, психолог, закончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1968), доктор психологических наук (1989), профессор (1993), заслуженный профессор МГУ (2003). Заведующий кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе факультета психологии МГУ (с 1988), член Научно-методического Совета по психологии Комитета по высшей школе Российской Федерации (с 1993 г.), заместитель председателя Экспертного Совета фонда РФФИ (с 1997).

Области научных исследований: психология восприятия, методологические и теоретические вопросы психологии, педагогика и психология высшего образования. Кандидатская диссертация выполнена под руководством Ю.Д.Гиппенрейтер на тему: “Уровни регуляции следящих движений глаз” (1971). В исследовании процессов зрительного восприятия С. предложил новый метод анализа познавательной деятельности на основе регистрации и анализа следящих (плавных) движений разного типа. Обнаружил связь выраженности этих движений в процессе съема и переработки зрительной информации со степенью напряженности зрительного или интеллектуального внимания. Тема докторской диссертации: “Принцип активности в построении и функционировании психического образа” (1988). В этом исследовании С. дано экспериментальное и теоретическое обоснование представлений о процессе построения образа восприятия на основе перцептивных гипотез, генерируемых человеком навстречу воздействующей на него стимуляции. Выделены и описаны структура и функциональные свойства “образа мира”, выступающего в роли интегрального образования познавательной сферы личности; открыто новое направление изучения образа мира, понимаемого как система познавательных гипотез разного уровня, включая гипотезы, генерируемые “на языке” чувственных модальностей (1983; 1985).

С. читает курсы лекций “Общая психология”, “Методологические вопросы психологии”, “Основы педагогики и психологии высшей школы” - для аспирантов, “Творческое мышление и его развитие в процессе обучения”, подготовил 3 кандидата наук. С. раскрываются современные тенденции развития высшего образования, в частности, смещение акцентов с "деятельностно-центрированной" педагогики на "личностно-центрированную", рассматриваются методологические проблемы психологии (1983), дается психологическое обоснование основных закономерностей учебного процесса в высшей школе (1995).

Общее число опубликованных работ - 50.

© БиоЗвёзд.Ру