Главная Войти О сайте

Станислав Ершов

Станислав Ершов

Генеральный директор Киностудии им. Горького

Имя: Станислав
Фамилия: Ершов
Дата рождения: 20.03.1968
Гражданство: Россия



вопрос: Вы могли бы и вовсе не снимать кино, а отлично жить на аренде павильонов... По какому принципу вы отбираете собственные кинопроекты?



-ответ: Мы занимаемся дебютными и артхаусными, то есть фестивальными, фильмами. Дебютную программу развиваем совместно с нашим ближайшим соседом - ВГИКом. Так как студия у нас государственная, то дела должны вестись с учетом интересов государства. Если не помогать начинающим режиссерам, то в скором времени может случиться так, что некому будет кино снимать. Для фестивальных фильмов прокатный рынок в нашей стране маленький, однако фестивальные показы не только поддерживают имидж старейшей киностудии России, но при удачном стечении обстоятельств позволяют вернуть вложенные в производство деньги - продажей фильма на европейские телесети, выпуском релизов на DVD. При грамотном составлении бизнес-плана окупить фильм с бюджетом до двух миллионов долларов, используя внешний рынок, вполне реально. Нас с нашими доморощенными "блокбастерами" в мире не ждут. Зарубежного зрителя интересует серьезное российское кино.

в: А нашего? У него какие приоритеты?



-о: Наш зритель вообще не может найти свое кино. Мой любимый пример из советских времен: фильм "Пираты XX века" - производства, кстати, Киностудии Горького - в 1980 году посмотрело 87,6 млн зрителей. А картину "Ирония судьбы. Продолжение" - 8,8 млн. Сегодня прокатом охвачено менее 3% россиян. А 3% в любой статистической модели - это уровень погрешности. Мы находимся в зоне шума. Это колоссальная проблема, уже переходящая, на мой взгляд, в трагедию государственного масштаба. Десятки миллионов зрителей лишены возможности смотреть кино. По данным 2007 года, у нас в стране было полторы тысячи экранов, в США - свыше 39 тысяч. В России в год 106 млн посещений кинотеатров, а в США - 1,4 млрд, то есть в 14 раз больше. Конечно, деятельность кинотеатров неразрывно связана с благополучием населения, но государство уже сейчас может обустроить свою киносеть, где стоимость одного билета на качественный кинопоказ не превышал бы 20-30 рублей. Уверен, что подобная социальная миссия увеличит кассовые сборы в несколько раз, а это, в свою очередь, позволит развивать киноиндустрию. Производство фильмов у нас пока является планово-убыточной отраслью деятельности.

в: Реально ли изменить сложившееся положение?



-о: Российскую киноотрасль можно сравнить со столом, у которого одна ножка отломилась. На трех он может стоять, но опасность падения очень велика. Крупные студии пока не приватизированы, они - собственность государства. Это первая особенность нашей киноотрасли. Вторая - деньги. Их на финансирование кинопроектов тоже выделяет государство. Частные инвестиции, безусловно, есть, но их объемы нельзя сравнить с государственными. И потом, частный инвестор, не получив прибыли после первого проекта, как правило, с разочарованием уходит, а государство устойчиво выполняет свои обещания из года в год. Третья опора - обучение и подготовка специалистов. ВГИК в Москве, ЛГИТМиК в Санкт-Петербурге тоже находятся на содержании у государства. И только та ножка, которая отвечает за кассовые сборы, то есть за кинопрокат, у нас является негосударственной. А логика жизни такова, что государство на нынешнем этапе должно вернуться в прокатную деятельность и начать строить свою сеть кинотеатров в регионах.

в: Но государство в начале 2000-х уже пыталось организовать "Роскинопрокат". И при этом считалось, что строительство кинотеатров - дело сугубо частных инвесторов.



-о: На первом этапе, наверное, это было так. Но жизнь не стоит на месте. Частный бизнес ведь шел в кинопоказ - строил кинотеатры, обустраивал в торговых центрах мультиплексы, потому что был быстрый возврат инвестиций. Сегодня уже понятно, что крупные города насыщены экранами. Бизнес тут же отреагировал - темпы развития замедлились. Частный инвестор не идет в небольшие города, а уж тем более в село. Так что рубеж в три тысячи кинозалов в стране будет достигнут не скоро. Потому, повторюсь, что на эту ситуацию должно оперативно отреагировать государство. Сегодня у него появился реальный шанс стать серьезным игроком на этом рынке. Коммерческим, а заодно и идеологическим.

Как Студия Горького появилась на свет? Костромской купец Трофимов имел несколько кинотеатров в Москве. Когда началась Первая мировая война и было наложено эмбарго на иностранную продукцию, в том числе и на фильмокопии, стало нечего показывать. Так возникло киноателье "Русь", на базе которого и организовали после революции будущую Студию Горького. А в США производство фильмов стимулировала конкуренция в прокате. Государство в собственной сети сможет лоббировать прокат российского кино. Будет, по крайней мере, отклик на фильмы, которые снимаются в нашей стране с государственной поддержкой.

в: Как обстоят дела с приватизацией вашей студии? Уже не первый год она объявляется и тут же отменяется.



-о: Есть указ президента от 2002 года о приватизации, его никто не отменял. Каждый год Минэкономразвития объявляет списки предприятий, выставляемых на торги, рассматриваются все подготовленные бумаги, и принимается решение о переносе торгов на следующий год. В прошлом году мы даже не заметили процесса. Помню, в понедельник сообщили, что Студия Горького включена в список приватизации, а в пятницу той же недели мы узнали, что нас вновь вычеркнули. На текущей работе это не отражается, и ладно. В нынешнем году сообщение о торгах сопровождалось небольшим информационным шумом. 29 апреля прошло толковое совещание в Росимуществе, на котором вопрос обсуждался шире. В стране, кроме "Мосфильма", "Ленфильма", Свердловской киностудии и нашей, в регионах есть еще и 17 акционерных обществ - киностудий, акции которых принадлежат государству. Они также находятся в госсобственности, но средств для их развития нет. На данном этапе проводится аудит всех студий. Надо выяснить, существуют они на самом деле или только на бумаге. Иных ведь давно нет, а на их месте - торговые комплексы. Обсуждаются планы консолидации активов именно этих студий на основе базовых - федеральных. Но многие эту информацию восприняли прямолинейно - как объединение всех киностудий в некий холдинг, траст или кинокомбинат. Но как раз такое решение было бы стратегической ошибкой, потому что исчезнет конкуренция, и, как следствие, вырастут цены на услуги в кинопроизводстве, которые уже выше европейских.

в: Когда же состоится приватизация Студии Горького?



-о: По нескольким перенесенным торгам понятно, что государство не хочет расставаться с акциями, хотя для обновления студии, считаю, можно было бы продать акции, оставляя за государством контрольный пакет. Один из аргументов противников приватизации: мол, снесут и построят гостиницы или офисы. Но смотрите: за прошлый год прибыль студии составила 40 млн рублей, в этом году будет в 2 раза больше. Так зачем, скажите, бизнесмену, купившему акции, сносить рентабельное, с внятной программой развития производство, мучиться со строительством и несколько лет ждать прибыли? Проще эти же деньги тратить на фильмопроизводство и получать в конце года дивиденды. К тому же на территории студии расположены и районная котельная, и электроподстанция. Желающему все сломать и строить свое придется еще решать многие коммунальные вопросы близлежащего района...

в: Почему голливудские продюсеры охотно снимают кино в европейских столицах, но только не в Москве?



-о: В бизнес-плане любого фильма учитывается не только качество услуг (уверен, Гарик Сукачев на съемках фильма Дом Солнца. В роли девушки-хиппи – Дарья Морознаши никак не хуже, а даже лучше), но и такие параметры, как безопасность, цены за проживание и питание. А если взять расстояния между объектами, то, например, в той же Чехии или Румынии до гор или до равнин с реками из столицы можно добраться за час. А Россия большая... Там, где есть красивые пейзажи, нет технической базы, и наоборот. Есть и такой интересный параметр, как возврат государством определенного процента от потраченных на съемках денег. Этот сильный козырь использует, например, Германия. И теперь Том Круз предпочитает работать и жить в Берлине и там же платить налоги, ведь в итоге продюсерам фильмов, в которых он участвует, возвращают 20% их затрат.

в: Какими собственными проектами будете удивлять в ближайшее время?



-о: "Дом Солнца" Гарика Сукачева - о хиппи 70-х годов в СССР. Мы делаем этот фильм совместно с компанией "ХХ век Фокс" и Ялтинской киностудией. Картина получается мощная, с хорошими прокатными перспективами. Обсуждаем участие нашей студии в футуристической драме Владимира Аленикова и в экранизации романа Виктора Пелевина "Generation "П" (режиссер Виктор Гинзбург). Продолжим свое сотрудничество и со Светланой Проскуриной. Ее фильм "Лучшее время года" показывали в Роттердаме, Сеуле, Пезаро, Варшаве, Лондоне. Сейчас она пишет сценарий, поэтому не буду опережать события.

Ершов Станислав Юрьевич родился 20 марта 1968 года в Челябинске. В 1991 году окончил с отличием Московский физико-технический институт. Работал научным сотрудником Института атомной энергии им. Курчатова. С 1995 по 1999 год участвовал в реализации ряда коммерческих проектов на территории Волгоградской и Самарской областей, Санкт-Петербурга. В это же время в роли привлеченного эксперта сотрудничал с комитетом по несостоятельности и банкротству правительства Москвы (ГУП "Моспромконсалтинг"), занимаясь вопросами возможного оздоровления и реструктуризации промышленных предприятий столицы. Неоднократно привлекался Российским фондом культуры в качестве эксперта по реализации различных программ и проектов. С февраля 2000 года - соучредитель Межрегионального благотворительного фонда развития Мариинского театра, в июне 2001 года стал председателем правления фонда. С июня 2001 года занимался проведением реорганизации, подготовкой к акционированию и приватизации Киностудии имени Горького. С декабря 2003 года - генеральный директор ОАО "ТПО "Киностудия имени М. Горького".

В 2008-м исполнилось 93 года со дня основания Киностудии им. Горького. За это время здесь было создано более 1000 фильмов. Первую картину - "Культурные варвары XX века" - сняли в 1915-м, когда студия возникла под названием "Товарищество "Русь". Основатель - купец-старовер Михаил Трофимов на освящении своего детища произнес: "Я не для прибылей затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве! На жизнь зарабатываю подрядами, кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр..." В 1948 году киностудии было присвоено имя Максима Горького.

Именно здесь были сняты фильмы "номер один": первый фантастический - "Аэлита" (1924), первый звуковой - "Путевка в жизнь" (1931), первый музыкальный - "Гармонь" (1934), первый цветной - "Груня Корнакова" (1936). Первую совместную кинопостановку (с немецкой фирмой "Прометеус") - фильм "Саламандра" (1928) тоже воплотили здесь.

Лучшие фильмы Киностудии им. Горького: "Бесприданница" Якова Протазанова, "Александр Пархоменко" Леонида Лукова, "Дом, в котором я живу" и "Когда деревья были большими" Льва Кулиджанова, "Тихий Дон" Сергея Герасимова, "Офицеры" Владимира Рогового, "А зори здесь тихие..." Станислава Ростоцкого, "Три тополя на Плющихе" и "Семнадцать мгновений весны" Татьяны Лиозновой, "Мне двадцать лет" ("Застава Ильича") Марлена Хуциева, "Комиссар" Александра Аскольдова, "Печки-лавочки" Василия Шукшина...

Фильмы - рекордсмены в прокате: "Анна на шее" И. Анненского (1954) - 31,9 млн зрителей; "Тихий Дон" С. Герасимова (1957) - 47 млн зрителей; "Офицеры" В. Рогового (1971) - 53,4 млн зрителей; "А зори здесь тихие..." С. Ростоцкого (1973) - 66 млн зрителей.

© БиоЗвёзд.Ру