Главная Войти О сайте

Степан Гедеонов

Степан Гедеонов

Драматург, искусствовед, историк, театральный деятель
Дата рождения: 13.06.1816
Гражданство: Россия

Окончив в 1835 году Петербургский университет со степенью кандидата, поступил на службу секретарём к президенту Императорской академии наук С. С. Уварову. В 1845 году сочинил пьесу «Смерть Ляпунова», поставленную в Александринском театре и первоначально имевшую успех (в первый сезон была поставлена 18 раз).В 1848 году был назначен помощником Г. П. Волконского, заведовавшего археологической комиссией Академии художеств в Риме, учреждённой «для приискания древностей». По должности Гедеонов должен был делать покупки древностей. В 1851 году он приобрёл для Императорского музея статуи Аполлона (со стрелой в руке), Афродиты, Аполлона вроде флорентийского Аполлино и Луция Аврелия Коммода. В том же году у венецианского антиквария Санквирино от купил статую дорийского эфеба и целый ряд других скульптурных произведений. В 1859 году были произведены новые покупки, стоившие ему много труда и денег: так, например, статуя Венеры была куплена им за 42 тысячи франков.Rimski-Korsakov / Римский-Корсаков - Mlada / Млада - Th В 1861 году был назначен заведующим археологической комиссией и попечителем над находящимися в Риме пансионерами Императорской Академии художеств. В том же году Гедеонову с большим трудом удалось приобрести известную коллекцию маркиза Кампана. Общественное мнение и правительство Италии сильно противились вывозу сокровищ из Италии, а по поводу покупки (за 310 тыс. франков) «Мадонны Конестабиле» Рафаэля заговорила вся европейская печать, и в итальянский парламент был даже внесён по этому поводу запрос.Вместе с коллекцией Кампана Гедеонов поехал в Петербург, где и работал 2 года при Эрмитаже над установкой купленных им статуй и ваз. Кроме того, ему было поручено составить проект для нового устройства Эрмитажа, который был принят и утвержден. 2 июня 1863 года была создана должность директора Эрмитажа, на которую и назначили Гедеонова с присвоением звания «в должности гофмейстера».Первой заботой директора было издание каталогов. Он ускорил выход каталога картин, а вслед за ним при его ближайшем участии вышел каталог галереи древней скульптуры. Через год вышло новое издание каталога, созданное уже самим директором — сначала на французском языке, а через год и на русском.Затем Гедеоновым был поднят вопрос о широком допущении публики в Эрмитаж для осмотра его художественных богатств. До того в Эрмитаж надо было приходить в вицмундирах или фраках, по особым входным билетам, выдававшимся Придворной Конторой; для того, чтобы получить право снять копию с какой-нибудь картины, нужно было проделать такую процедуру, что многие предпочитали скорее отказаться от своего намерения, чем пойти на эту волокиту. Поэтому Эрмитаж посещался мало, и его богатства оставались неизвестными. Директор облегчил вход копиистам и стал добиваться пропуска публики на широких началах. Было образовано несколько комиссий для рассмотрения этого вопроса, и Гедеонову не без труда удалось добиться, что публику стали пускать без всяких билетов и в обыкновенных костюмах, но с сокращением числа часов открытия Эрмитажа по сравнению с прежним порядком.В 1867 году был выпущен каталог рисунков, в 1872 году издан русский перевод Керченских древностей и описание бронз и терракота, а в 1873 году вышло доступное для публики описание расписных ваз. Особенное значение директор придавал археологическим сокровищам Эрмитажа. Вот что он писал 28 сентября 1865 г. министру Двора по поводу предложения передать эрмитажные дублеты в Одесский музей:На посту директора Гедеонов продолжал пополнять коллекции Эрмитажа; с этой целью в 1865 году он побывал в Милане и в Париже, где на аукционе купил для Эрмитажа немало ценных вещей. Среди них — «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. В 1867 году ездил в Лондон, где работал в библиотеке Британского музея.

© БиоЗвёзд.Ру