Главная Статьи Войти О сайте

Степан Колесниченко

Степан Колесниченко

Летчик истребитель

Имя: Степан
Фамилия: Колесниченко
Дата рождения: 24.12.1913
Гражданство: Молдовия



Родился 24 Декабря 1913 года в селе Гиртоп Григориопольского района (ныне посёлок в Республике Молдова), в семье крестьянина. Окончил 1 курс механического техникума в 1934 году. Закончил Качинскую Военную авиа-школу. В рядах Красной Армии с 1935 года. Оставшись на сверхсрочной службе, в 1939 году окончил Одесский аэроклуб, в 1942 году - Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

С Апреля 1942 года в действующей армии. К середине Июля 1943 года помошник по воздушно - стрелковой службе командира 519-го истребительного авиационного полка ( 283-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт ) Лейтенант С. К. Колесниченко совершил 114 боевых вылетов, в 24 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 4 самолёта противника.

30 Августа 1943 года погиб в воздушном бою. К тому времени сбил 21 вражеский самолёт. 2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Похоронен в селе Берёза Глуховского района Сумской области.

* * *

С Апреля 1942 года С. К. Колесниченко сражался в составе 519-го ИАП, летая на самолёте Як-7Б. Косая сажень в плечах, скуластое мужественное лицо, громкий басовитый голос, неуемная энергия - таким запомнился он однополчанам.

В течение Мая - Июня 1943 года немецкая авиация периодически действовала по нашим аэродромам Щигры, Русский Брод, Ржава, Зыбино, Будановка, Красная Заря и другим, совершив 14 налётов, в которых участвовало около 450 самолётов. Так, 16 Мая группа бомбардировщиков Ju-87 и Ме-110 в составе до 40 самолётов под прикрытием "Фокке - Вульфов" пыталась нанести удар по аэродрому Щигры ( Южные ). На отражение налёта было поднято 15 истребителей Як-7 из 519-го ИАП, которые перехватили бомбардировщиков, частично рассеяли их и связали воздушным боем ещё до подхода к цели. К аэродрому прорвались лишь отдельные самолёты Ju-87 и группа Ме-110. Преследуемые нашими истребителями, они беспорядочно сбросили бомбы, не причинив ущерба находившимся на аэродроме самолётам и личному составу. Лётчикам 519-го ИАП в этом воздушном бою удалось сбить 10 вражеских самолётов. При этом Младший лейтенант С. К. Колесниченко уничтожил два Ме-110 и один FW-190, наглядно доказав, что при умелом владении самолётом Як-7, грамотном использовании его вооружения, прицельном огне с малых дистанций можно успешно вести бой с любым вражеским самолётом.

Отличился Лейтенант С. К. Колесниченко и в первые дни сражения на Курской дуге.

5 Июля 1943 года, взаимодействуя с наступающими дивизиями вермахта, большие группы самолётов Люфтваффе обрушились на передовые позиции частей Красной Армии. С орловского плацдарма немецкие бомбардировщики атаковали квадрат на поле боя со сторонами всего 30 и 15 км, в каждой атаке принимали участие до 100 самолётов, которым противостояли всего лишь эскадрильи патрулирующих советских истребителей. Только в течение одного часа в середине дня авиации СССР пришлось вести борьбу с тремя эшелонами машин Люфтваффе.

В первой волне летело 60 He-111 в сопровождении истребителей, вторая волна насчитывала до 50 Не-111 и Ju-87 под прикрытием 20 FW-190. Группы самолётов шли одна за другой на дистанции 3 - 4 км. В третьем эшелоне находились около 20 бомбардировщиков, следующих на разных высотах, которые сопровождал усиленный наряд истребителей - около 40 FW-190.

Всего за 5 Июля было зафиксировано около 2300 самолёто - вылетов немецких ВВС. Бывали моменты, когда над районом боевых действий одновременно висели до 300 немецких бомбардировщиков и не менее 100 истребителей.

Советская авиация вначале действовала мелкими группами. Но эскадрильи "Яков" и "Лавочкиных" были не в состоянии воспрепятствовать вражеским атакам, а шестёрки и восьмёрки Ил-2 атаковали танки, артиллерию и пехоту противника на достаточно широком фронте. Распыленность сил снижала эффективность советских налётов, а малочисленность формаций с небольшим количеством истребителей приводила к большим потерям. Самолёты Люфтваффе безраздельно господствовали в небе. Только после установления главного удара немецких войск, командующий 16-й Воздушной армии Генерал С. Руденко поднял в воздух более 200 истребителей и 150 бомбардировщиков и штурмовиков. Тучи боевых машин ринулись навстречу друг другу. Воздушные поединки приобрели ожесточённый характер - десятки самолётов схлестнулись в смертельной схватке.

В течение дня лётчики - истребители 16-й Воздушной армии провели 75 групповых боёв и заявили о 106 воздушных победах. При этом, 3 вражеских машины сбил пилот 519-го истребительного авиационного полка Степан Колесниченко.

Во время одного из боёв с группой FW-190 он заметил, что его ведомый покинул подбитый самолёт, а вражеский истребитель пытается расстрелять спускающегося на парашюте советского лётчика. Колесниченко мгновенно бросился на выручку товарищу, уничтожил "Фоккер" и прикрывал своего ведомого до тех пор, пока тот не приземлился. Затем Колесниченко, умело маневрируя, сразил другой "Фоккер". Это был уже 3-й вражеский самолёт, уничтоженный бесстрашным лётчиком в этом бою...

Вот что пишет о С. К. Колесниченко его однополчанин, А. Б. Краснов в своей книге "Атакуют истребители" ( Воениздат, 1981 год ):

"Под Курском - это было 12 Июля 1943 года - эскадрилья Як-9 прикрывала свои войска. Значительно выше истребителей появились две девятки вражеских бомбардировщиков Не-111, ещё выше - группа прикрывающих их Ме-109. Ни соотношение сил, ни взаимное расположение наших и вражеских самолётов не благоприятствовали завязке боя. Что делать ? Командир эскадрильи принял решение атаковать бомбардировщиков с задней полусферы. Этот маневр выполнялся на виду у врага, замаскироваться было нечем. На его выполнение уходили драгоценные минуты. Всё ближе подходили бомбардировщики к нашим войскам. Когда же эскадрилья вышла в исходное положение для атаки, на неё обрушились давно изготовившиеся для удара "Мессеры". И хотя комэск, предвидя это, выделил заранее звено, чтобы связать их боем, остальные лётчики, пытавшиеся атаковать бомбардировщиков, натолкнулись на ожесточённый огонь стрелков самолётов, которые к тому времени успели сомкнуться в плотный боевой порядок. Время было упущено, и атаки истребителей не увенчались успехом.

В памяти сохранился и другой эпизод. В тот же день примерно в такой же тактической ситуации оказалась шестёрка истребителей, которую вёл Старший лейтенант Колесниченко. Обнаружив врага, командир и его ведомые немедленно устремились в атаку прямо на бомбардировщиков. Естественно, сближение с ними проходило с одновременным набором высоты и поэтому на малой скорости. Огонь пришлось открыть с большой дальности. Бомбардировщики потерь не понесли, но результат атаки сказался немедленно: освобождаясь от бомбового груза прямо над позициями своих войск, враг повернул в обратную сторону, и его удар был сорван. Не имели потерь и наши истребители - "Мессерам" просто не хватило времени, чтобы отразить дерзкую атаку.

Два боя в равных условиях - решения же ведущих и результаты боёв различны. Инициативные решительные действия Колесниченко, умелый учёт им фактора времени предопределили успех выполнения задачи в неравной, по сути дела, воздушной схватке.

Неоспоримые преимущества получает командир при обучении и воспитании своих лётчиков, действуя личным показом. "Делай, как я" - это старый испытанный метод обучения, на котором выросло не одно поколение авиаторов. Ничто так не убеждает, не воодушевляет на подвиг, как пример командира. Участие в боях нужно также каждому командиру для совершенствования личного боевого мастерства. В общем, если командир хочет иметь умелых воздушных бойцов, он сам поведёт их в бой, ибо, как говорят старые педагоги, слово учит, а пример влечёт. Можно с уверенностью сказать, что девиз фронтовых лет: "командир - лучший лётчик", остается непоколебимым и в наши дни. Но командир в воздухе должен всегда оставаться командиром - организатором боя. Иначе может случиться непоправимое.

В Мае 1943 года при отражении массированного налёта вражеской авиации на железнодорожный узел Курск лётчик Старший лейтенант А. Кулысов вёл в бой шестёрку "Яков". Встреча с врагом не заставила себя ждать. Из - за редкой облачности совсем близко от истребителей выскочила большая группа Ме-110. Но ведущий не подал своим лётчикам никакой команды. Кто знает почему ? То ли не успел, забыл или посчитал ненужным ? Резко развернувшись, он бросился на ближайший "Стодесятый" и атаковал его сверху. Тот вспыхнул жёлтым дымным пламенем, а Кулысов уже устремился за вторым, преследуя его на пикировании, но трассы соседних немецких самолётов огненными строчками прошили истребитель, который так и не вышел из последнего пике. Погиб смелый воздушный боец, погиб потому, что действовал как рядовой и не сумел организовать бой. Тем временем Ме-110 встали в оборонительный круг, в котором каждый прикрывал впереди идущего, и неорганизованные атаки оставшихся без управления лётчиков уже не дали никаких результатов. Трагический случай. Тяжело вспоминать о нём спустя десятки лет, но нужно, тем более что он закончился не только гибелью командира, но и невыполнением боевой задачи.

Разумеется, в сокровищнице фронтового опыта имеется много примеров грамотного управления боем. Правильно выбранное место в бою позволяло командирам добиваться убедительных побед. Не забыть мне своего боевого командира Степана Колесниченко, Героя Советского Союза, бесстрашного лётчика, коммуниста, обладавшего великолепной техникой пилотирования, тактической, я бы сказал, мудростью. В трудной фронтовой обстановке он водил нас на самые опасные задания. Не стремление к личной славе, не возможность сбить самому врага определяли его место в бою. Всё это вызывало наше искреннее уважение к командиру, поддерживало его непререкаемый авторитет.

Однажды Колесниченко ( это было пару месяцев спустя после гибели Кулысова ) вёл эскадрилью на прикрытие войск у северного фаса Курской дуги. Случилось так, что мы оказались в исключительно удобном положении для атаки "Юнкерсов", спешивших к нашему переднему краю. Считанные мгновения оставались до начала боя, когда откуда - то сверху со стороны солнца на нас свалилась шестёрка Ме-109. Имея преимущества в скорости, она, несомненно, сорвала бы атаку, если бы наш командир не принял смелое решение. Приказав двум звеньям бить бомбардировщиков, он со своим звеном ринулся навстречу "Мессерам" и умело связал их боем. Мы беспрепятственно атаковали "Юнкерсов". Эскадрилья сорвала их бомбовый удар и уничтожила 3 бомбардировщика, хотя сам командир в этом бою не сбил ни одного самолёта. Он не погнался за лёгкой добычей, а взял на себя решение самой опасной и трудной задачи. Эпизод этот говорит сам за себя. Умелое управление боем определило его исход..."

Всего за период Курской битвы отважный воздушный боец уничтожил 16 вражеских самолётов. Из наградного листа на Лейтенанта С. К. Колесниченко.

"Лейтенант тов. С. К. Колесниченко в Отечественной войне участвует с 23 Апреля 1942 года. Сначала на Западном, а затем на Центральном фронте. Будучи на Западном фронте, участвовал в боях с 23 Апреля по 30 Октября 1942 года. За это время совершил 65 успешных боевых вылетов и провёл 12 воздушных боёв, в результате которых лично сбил 4 самолёта Ме-109F и 4 самолёта подбил, из них: 2 Ju-88, 1 Me-110 и 1 Me-109.

На Центральном фронте участвует в боях с 1 Апреля 1943 года, где произвёл 49 боевых вылетов и провёл 12 воздушных боёв, в результате которых лично сбил 12 самолётов противника, из них: 8 FW-190, 1 Ju-88 и 1 Ju-87. В групповых боях сбил 3 самолёта, из них: 2 Ju-88 и 1 Не-111.

Кроме этого, при бомбёжке аэродрома противника в районе Никольское в группе уничтожено 4 FW-190 и сожжено 2 автоцистерны.

Всего тов. Колесниченко произвёл 114 боевых вылетов, провёл 24 воздушных боя, сбил лично 16 и в группе 4 самолёта противника.

В боях с немецко - фашистскими захватчиками проявил себя мужественным, решительным и отважным воздушным бойцом, не щадя своей жизни, он не раз смело вступал в бой с численно превосходящими силами противника.

16.05.1943 года при налёте авиации противника ( 24 Ме-110 и 6 FW-190 ) на аэродром тов. Колесниченко, вылетев по тревоге, быстро набрал высоту и левее себя заметил воздушную карусель, 1 Ме-110 вышел из карусели и по прямой стал уходить. Тов. Колесниченко с ходу атаковал его сзади снизу, последний загорелся, перешёл в беспорядочное пикирование и, горящий, врезался в землю. Убедившись, что самолёт сбит, тов. Колесниченко сделал левый боевой разворот и увидел, как из облачности вывалилось 2 FW-190, ведущий из них атаковал Колесниченко, но он стал в вираж и на вираже сбил ведомого. Второй FW-190, видя участь первого, скрылся в облаках. Разделавшись с FW-190, после набора высоты заметил 6 Me-110. Искусным маневром зашёл со стороны солнца и атаковал ведущего группы сзади снизу. Атака была настолько удачной, что самолёт противника сразу загорелся и врезался в землю. Таким образом, в этом бою он сбил 3 самолёта противника.

6.07.1943 года, будучи ведущим 4 Як-7Б, вылетел на прикрытие наших войск в районе Степь, Ясная Поляна. Подходя к району прикрытия, встретил до 20 FW-190 и 15 Ju-88, пытавшихся бомбить боевые порядки наших войск. Тов. Колесниченко смело атаковал фашистских стервятников и добился победы. В этом бою было сбито 5 самолётов противника, из них лично тов. Колесниченко - 3 самолёта ( 1 Ju-88 и 2 FW-190 ), и, кроме этого, было сорвано прицельное бомбометание бомбардировщиков противника, которые, беспорядочно побросав бомбы, поспешно бежали с поля боя.

8.07.1943 года с группой Як-7Б выполнял задачу по прикрытию наших войск в районе Ольховатка - 1-е Поныри. При подходе в этом районе заметил, как 2 FW-190 сбили самолёт Як-1, лётчик которого выбросился на парашюте. Фашистские стервятники пытались расстрелять лётчика, а тов Колесниченко со своей группой пресёк атаки самолётов противника, обратил их в 6егство, сам лично погнавшись за 1 FW-190, сбил его на бреющем полёте.

Своим мужеством, смелостью и решительностью воодушевляет всех лётчиков полка на борьбу с немецкими захватчиками. Там, где ведёт бой тов. Колесниченко, они всегда выходят победителями. Он не ждёт противника, а ищет его, находит и уничтожает.

Прибыв в полк рядовым лётчиком, к сегодняшнему дню вырос до помощника командира полка по воздушно - стрелковой службе. Является знаменитым человеком в полку. Наряду с боевой ведёт большую партийную работу, являясь членом партбюро и дивизионной парткомиссии в полку. Кроме этого, он является агитатором в полку. Он хорошо сочетает личный пример в бою с работой с лётным составом, поэтому каждый лётчик, не стесняясь, всегда спрашивает у него разъяснения на все интересующие его вопросы.

Вывод: За мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, и лично сбитые 16 самолётов противника достоин высшей правительственной награды - присвоения звания Герой Советского Союза.

Командир 519-го ИАП 283-й Камышинской ИАД майор К. М. Мурга".

30 Августа 1943 года Старший лейтенант С. К. Колесниченко погиб в воздушном бою над хутором Кривенки Глуховского района Сумской области. Колхозница Д. А. Чубук, наблюдавшая за боем, в письме родным С. К. Колесниченко писала:

"Утром шёл большой дождь, к обеду утих и был слышен сильный гул боя. Мы были в хате, вдрут показались самолёты и начался воздушный бой. Их было 5, а наш один, мы так и поняли, что русский один, он в воздухе загорелся и упал, наверно, он, бедный, не успел и парашют распустить. Когда он упал, мы всем хутором, то есть колхозом, бежали к нему... Когда вытащили, было видно, что волос чёрный, лица не видать, сапог один ещё цел был, на руке одной была перчатка; одна женщина из огня вытаскивала его документы. Пош ли, взяли лошадь, сложили всё и привезли на своё кладбище, и похоронили. Всегда мы его вспоминаем и помним, что он погиб за нас всех, он же нас освобождал. Когда похоронили, у нас у всех болела душа, как будто мы утеряли всё на свете, хотя он нам был и есть совсем незнакомый человек, а когда прочитали документы, нам ещё больше стало жалко, так как он Герой Советского Союза и несколько раз награждён, сделал 100 налетов на врага и на 101 погиб".

Итоги боевой деятельности Степана Калиновича Колесниченко в различных источниках приводятся разные. Так, Н. Г. Бодрихин указывает на 21 личную и 4 групповые победы, одержанные в 135 боевых вылетах и 27 воздушных боях. М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 14 личных и 2 групповые победы, а общий итог трактует по наградному листу, то есть - как 16 личных и 4 в группе. В некоторых источниках встречается и цифра 21 ( 17 личных и 4 групповые победы ).

© БиоЗвёзд.Ру