|
Султан Амет-ХанКапитан, Дважды Герой Советского Союза
Дата рождения: 20.10.1920
Гражданство: Россия |
- Ранние годы
- Военная служба
- Первая воздушная победа
- Сталинградская битва
- Командир эскадрильи
- Последний воздушный бой
- После войны
- Испытательная деятельность
- Заслуженный летчик-испытатель
- Трагическая гибель
- Награды и память
Ранние годы
Султан Амет-Хан родился 20 октября 1920 года в Алупке, Крым. Его отец был лаком, а мать — крымской татаркой. В 1937 году он окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в Симферополе. После учебы он работал слесарем в железнодорожном депо, одновременно посещая аэроклуб, который успешно окончил в 1938 году.
Военная служба
Начало боевого путиВ феврале 1939 года Амет-Хан был призван в Красную Армию. В 1940 году он окончил Качинскую авиационную школу и был направлен в 4-й истребительный авиационный полк. Летал на самолетах И-15 и И-153. В 1941 году полк был переброшен в Молдавию, где и встретил войну.
Первая воздушная победа
В марте 1942 года 4-й истребительный авиационный полк был переведен в состав ПВО Ярославля. Здесь, в небе над старинным русским городом, Амет-Хан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года он таранил вражеский бомбардировщик Junkers-88. За этот подвиг Амет-Хан был награжден именными часами избран Почетным гражданином города Ярославля.
Сталинградская битва
Летом 1942 года Амет-Хан воевал под Воронежем, а затем на Як-7Б участвовал в Сталинградской битве. Здесь он стал признанным асом и был включен в состав специальной группы, созданной для противодействия немецким асам. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.
Командир эскадрильи
В октябре 1942 года Амет-Хан стал командиром 3-ей авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. Участвовал в освобождении Ростова-на-Дону, в воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя и Крыма.
Последний воздушный бой
29 апреля 1945 года Амет-Хан провел свой последний воздушный бой над аэродромом Темпельхоф, сбив немецкий самолет Focke-Wulf-190.
После войны
После войны Амет-Хан поступил в Военно-воздушную академию, а в 1946 году был уволен в запас. Из-за своей национальности ему долго не удавалось вернуться к летной профессии. В феврале 1947 года он стал летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте.
Испытательная деятельность
В 1947-1949 годах Амет-Хан проводил испытания летающих лабораторий, на которых разрабатывались новые крылья и системы дозаправки в воздухе. Также он проводил испытания самолетов-снарядов и систем катапультирования.
Заслуженный летчик-испытатель
23 сентября 1961 года Амет-Хану было присвоено звание "Заслуженный летчик-испытатель СССР". За время своей летной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов и совершил более 4200 часов полета.
Трагическая гибель
1 февраля 1971 года Амет-Хан погиб при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награды и память
Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан был награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом "Знак Почета" и 6 медалями. Его именем названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, горный пик в Дагестане. Бронзовый бюст прославленного летчика установлен в его родном городе Алупке, а также в Махачкале.