БиоЗвёзд.Ру

Регистрация


Светлана Баскова

Светлана Баскова

Российский кинорежиссёр, сценарист и художник.

Имя: Светлана
Фамилия: Баскова
Дата рождения: 25.05.1965
Гражданство: Россия


Ранние годы

Светлана Баскова появилась на свет в Москве 25 мая 1965 года. После окончания Московского архитектурного университета Светлана стала 'свободным художником'. С 1989 года она участвовала во всевозможных выставках современного искусства: 'Акция Почта, или Пусть прилетят птицы' (1995), 'Групповая выставка' (1997) и других.

Осознание того, что ей нужно снимать кино, пришло к Басковой в 1996 году. С этого времени появляются ее первые короткометражные работы, в которых постепенно формируется режиссерский стиль и почерк. Критики относят работы Басковой к ситуационизму – направлению, противоположному концептуализму. Однако по словам Светланы, она находится в 'оппозиции' как к коммерческому кино, так и к артхаусу. Для нее важно показать, что ее позиция отличается от позиции обывателя. В этом она уникальный феномен. В одном интервью режиссер даже заявила: 'Я пришла – и это другая культура'.

В 1998 году Светлана Баскова сняла свой первый полнометражный фильм 'Кокки – бегущий доктор'. В картине была задействована целая плеяда деятелей андеграундного искусства: Александр Маслаев, Алена Мартынова, Сергей Пахомов, Император WAWA, Алексей Ткаченко. Звукорежиссером выступил известный провокатор Олег Мавроматти. Фильм был показан на фестивале любительского кино 'Стык' и вызвал бурную реакцию у зрителей.

Скандальная известность

В 1999 году появился фильм 'Зеленый слоник', которого назвали 'самым грязным фильмом тысячелетия'. Кроме Маслаева и Пахомова в картине снялся театральный актер и ведущий программы 'Дрема' Владимир Епифанцев, а продюсером выступил Мавроматти. В фильме рассказывается о двух офицерах советской армии (действие скорее всего происходит в конце 80-х), которые попадают на гауптвахту. Они ведут разговор на житейские и философские темы, пока один из них не сходит с ума. Постепенно острая сатира на позднесоветскую действительность превращается в галлюциногенную трэш-трагедию.

Фильм затрагивает важные социальные проблемы и является, в какой-то степени, протестом против Чеченской войны. Об этом в одном из интервью заявила сама Баскова. По ее словам в 90-е годы было снято много картин о милиции и армии, но все они подавались в фальшивом свете. Поэтому нужно было рассказать правду, показать весь тот ужас, который там происходил. Это был образ откровенности, так необходимый тогдашнему обществу.

То, что 'Зеленый слоник' станет таким популярным, Баскова никак не ожидала. Несмотря на шокирующие сцены копрофилии и садизма, у фильма появилась целая армия поклонников, которые разобрали его на цитаты. Один из самых авторитетных российских критиков Андрей Плахов охарактеризовал картину как 'жесткую антимилитаристскую притчу'.

Такой же триумф ждал и следующий фильм Басковой 'Пять бутылок водки' (2001). В картине снялись те же актеры, но освещалась уже другая действительность – криминальные 90-е. Здесь Баскова в уже свойственной для себя манере показывает отношения между хозяином бара, 'крышей' и подчиненным. Фильм получил специальный диплом на фестивале 'Киношок' и принес Светлане Басковой статус культового режиссера.

В 2003 году появилась картина 'Голова', а в 2006 – 'Моцарт'. Эти фильмы стали более лирическими и практически не содержали матерной лексики. Они не получили большой популярности, но были тепло встречены критиками.

Долгие шесть лет Светлана Баскова ничего не снимала. Наконец, в 2010 году, по словам режиссера, настал переломный момент. Ее вдруг задела страшная несправедливость, царящая в обществе. Как говорит Светлана, ей захотелось снять кино о жизни прост ых людей. Кто-то из знакомых друзей рассказал ей про независимые профсоюзы, которые защищают рабочих. Так родилась идея фильма 'За Маркса…' (2013). Картина участвовала в специальной программе Берлинского фестиваля и получила хорошие оценки критиков, хотя награды удостоена не была.

По словам Светланы Басковой, она довольна своим последним фильмом. Ей давно хотелось сделать картину для широкого проката. И это совсем не противоречит ее принципу снимать 'другое' кино. Ведь ужасные сцены 'Зеленого слоника' и 'Пяти бутылок водки' были созданы не для того, чтобы шокировать публику или заявить о себе, а для того, чтобы общество обратило внимание на те проблемы, которые его окружают, показать людям настоящую действительность. Эти фильмы стали продуктом эпохи, эпохи страшной и беспощадной. Сейчас, как говорит Баскова, потребность в таких картинах отпала, однако появились другие проблемы, рассказывать которые следует другим киноязыком.




© БиоЗвёзд.Ру