Главная Войти О сайте

Терри Гиллиам

Терри Гиллиам

Британский кинорежиссёр американского происхождения, сценарист, актёр, мультипликатор, художник

Содержание

  1. Детство и юность
  2. Начало карьеры
  3. Мировая известность
  4. Последние работы

Детство и юность

Терри Гиллиам появился на свет в Миннеаполисе, штат Миннесота, 22 ноября 1940 года, в семье среднего достатка. Его отец долгое время работал в компании 'Folgers Coffee', а затем переквалифицировался в плотника. В детстве Терри очень любил сказки. Его любимыми были картины Уолта Диснея 'Остров сокровищ', '20 тысяч лье под водой', 'Пиноккио' и другие.

Когда Терри исполнилось 11 лет, семья переехала в солнечную Калифорнию. Здесь Гиллиам окончил школу и поступил в Западный колледж Лос-Анджелеса, где изучал политологию. Три года режиссер работал иллюстратором в журнале 'Help!', где познакомился со многими интересными людьми. Был среди них и журналист Джон Клиз, будущий член группы 'Монти Пайтон'. Служба в Национальной гвардии США прервала работу в журнале, к которой Терри больше не вернулся. Джон Клиз пригласил Гиллиама поработать в Великобритании, и он без раздумий переехал в Европу.

Начало карьеры

В качестве аниматора Терри Гиллиам был приглашен на одну из британских киностудий, где стал работать над оформлением телескетчей известной комик-группы 'Монти Пайтон'. Над этим проектом работали все участники группы, поэтому его можно назвать плодом коллективного творчества. Комедийная стилистика 'Монти Пайтона' оказала сильное влияние на последующие картины режиссера и стала их неотъемлемой частью.

В 1975 году Гиллиам дебютировал в кино как сорежиссер фильма 'Монти Пайтон и Священный Грааль', а в 1977 году вышла его первая самостоятельная картина 'Бармаглот'. Фильм, который рассказывал о чудовище, терроризирующем средневековое королевство, был встречен критиками и публикой довольно прохладно. Схожесть с 'Монти Пайтоном' была очевидной, поэтому, несмотря на протесты Гиллиама, в США он вышел под названием 'Бармаглот Монти Пайтона'.

Следующей работой режиссера стала фантастическая сказка 'Бандиты времени' (1981), которая имела уже относительный отрыв от скетчевой стилистики предыдущих картин Гиллиама. Фильм не имел большого успеха у зрителей и получил неоднозначные оценки критиков.

Мировая известность

Слава и признание пришли к Терри Гиллиаму после выхода на экраны картины 'Бразилия' (1985), которая стала культовой и мгновенно вошла в классику мирового кино. Фильм, жанр которого можно определить, как сатирическая антиутопия, рассказывает о тоталитарном государстве будущего, идеалом которого является сложная бюрократическая система. Люди живут в страхе, так как у них нет никаких прав, и если даже по ошибке человек попадает в отдел информационных исправлений (о чем и рассказывается в фильме), он уже не может спастись, потому что система 'никогда не ошибается'.

Картина почти год пролежала на полке, так как компании 'Universal' не понравился окончательный монтаж. Они потребовали от Гиллиама сократить ее до двух часов и окончить хэппи-эндом, на что режиссер ответил отказом. После долгих разбирательств было решено выпустить две версии фильма, поэтому европейский вариант считается более авторским, первоначальным вариантом фильма.

Наступил звездный час Терри Гиллиама. Следующие работы 'Приключения Барона Мюнхаузена' (1988), получившая четыре номинации на 'Оскар', и психологическая драма 'Король-рыбак' (1991), которую признали мировым шедевром, сделали Гиллиама одним из самых известных режиссеров.

В 1995 году на экраны вышла фантастическая лента 'Двенадцать обезьян', которая провалилась в прокате, но, как и следующая работа Гиллиама 'Страх и ненависть в Лас-Вегасе' (1998), стала культовой. 'Страх и ненависть в Лас-Вегасе' был снят по роману скандального журналиста Хантера Томпсона. Кислотно-галлюциногенная трагикомедия рассказывала о приключениях двух приятелей-наркоманов, которые отправились в город мечты Лас-Вегас, чтобы сделать репортаж. Даже блестящая игра Бенисио Дель Торо и Джонни Деппа не спасла фильм от коммерческого провала. Он не был рассчитан на широкую аудиторию, зато получил положительные отзывы критиков.

Последние работы

После полосы неудач, которая была связана с нереализованными проектами и разногласиями с киностудией, Терри Гиллиам снял сказку для взрослых 'Братья Гримм' (2005). Однако наиболее заметной картиной среди его последних работ стала 'Страна приливов' (2005), снятая по роману Митча Каллина. Этот радикальный фильм, содержащий сцены некро- и педофилии, вызвал возмущение у большей части зрительской аудитории и критиков, но, несмотря на это, получил на фестивале в Сан-Себастьяне приз FIPRESCI. Фильм не оставил равнодушным никого: история маленькой девочки, которая потеряла связь с реальностью из-за того, что родители-наркоманы бросили ее на произвол судьбы, была рассказана с такой проницательностью, что повергла зрителя в шок. Картину показали на малых экранах, а в некоторых странах даже сразу выпустили на DVD.

В 2007 году вышел фильм 'Воображариум Доктора Парнаса', снятый по собственному сценарию. В связи с гибелью Хита Леджера, исполнителя главной роли, в знак уважения к нему в картине изъявили желание сыграть сразу три актера – Джуд Лоу, Джонни Депп и Колин Фаррелл. Продюсером ленты выступила дочь режиссера Эми. У Гиллиама, который еще в молодости женился на гримерше Мэгги Уэстон, есть еще одна дочь Холли и сын Гарри. Последний фильм Терри Гиллиама 'Теорема Зеро' вышел на экраны в 2013 году.

Еще в 1968 году режиссер получил британское гражданство и целых 38 лет был гражданином двух стран. В 2006 году Гиллиам, недовольный политикой Джорджа Буша-младшего и высоким налогообложением, отказался от гражданства США. Теперь он имеет право находиться в Штатах не более 30 дней в году. Европа оказалась тем местом, где Терри Гиллиама ценят, уважают и, самое главное, понимают. Ведь его необычайно сложные, противоречивые картины имеют мало общего с голливудскими фильмами и не рассчитаны на широкую зрительскую аудиторию.




© БиоЗвёзд.Ру