Главная Войти О сайте

Трифон Башта

Трифон Башта

Основоположник отечественной машиностроительной гидравлики, доктор технических наук, профессор
Дата рождения: 14.02.1904
Гражданство: Россия

Родился в семье крестьянина; в 1914 году семья переехала в Ашхабад.После окончания технического училища железнодорожных машинистов работал с 1922 по 1923 гг. помощником машиниста и машинистом на Среднеазиатской железной дороге. С 1925 по 1930 годы обучался на механическом факультете Киевского политехнического института, с 1930 по 1931 годы — в аспирантуре этого же института по кафедре металлорежущих станков. В 1932 году окончил (заочно) мехмат МГУ, а 1934 году — Институт красной профессуры при ЦК ВКП(б).С 1932 года начал заниматься новой для того времени специальностью — «Гидравлические и пневматические приводы». С 1934 года работал в Экспериментальном научно-исследовательском институте металлорежущих станков, где он создал и возглавил Бюро гидравлических передач. На базе руководимого им бюро был в 1935—1936 годах создан завод «Гидропривод» в Харькове.Ж Йоксимович Лане Мое VBOX7 В 1935 году он получил звание профессора, а в 1936 году защитил докторскую диссертацию. В 1935 году был избран Учёным секретарём технического отделения Академии наук СССР.В 1938 году Т. М. Башта был арестован по обвинению во вредительстве. В местах заключения работал в созданном А. Н. Туполевым авиационном конструкторском бюро. Впервые в отечественной практике создал системы гидропривода, которые обеспечили выполнение силовых функций управления боевыми самолётами.В 1940 году Т. М. Башта был досрочно освобождён, с него была снята судимость, и он был восстановлен в правах.Во время Великой Отечественной войны работал инженером-конструктором во фронтовых авиационных мастерских по ремонту гидравлических систем боевых самолётов, затем стал начальником Лётно-исследовательского института авиационной промышленности.В 1946 году по предложению Т. М. Башты было создано исследовательско-конструкторское бюро и завод посадочных приспособлений и гидравлического оборудования № 279 (ныне — Авиационная корпорация «Рубин»), где он был назначен директором и главным конструктором. За время своей профессиональной деятельности принимал участие в создании гидравлических приводов многих летательных аппаратов, среди которых ТУ-2, Ту-4, Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ил-14, Ил-28, Ка-10, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, Су-7, Су-9, Як-25.Т. М. Башта уделял большое внимание подготовке профессиональных кадров в области гидропривода: преподавал в МВТУ им. Баумана, в Станкине, Московском авиационном институте, Киевском институте инженеров гражданской авиации. Под его руководством было подготовлено 15 докторов наук и более 80 кандидатов наук.С 1955 года жил и работал в Киеве, где заведовал кафедрой гидрогазовых систем Киевского института инженеров гражданской авиации, а затем работал профессором на той же кафедре.Скончался 17 сентября 1987 года после тяжёлой болезни, похоронен в Киеве.Автор более 200 печатных работ, последняя из которых была издана уже после его смерти. Некоторые монографии переведены на чешский, польский, румынский, венгерский, сербский, английский, немецкий и китайский языки.

© БиоЗвёзд.Ру