Главная Войти О сайте

Вадим Абдрашитов

Вадим Абдрашитов

кинорежиссер
Дата рождения: 19.01.1945
Гражданство: Россия

одился 19 января 1945 года в Харькове (Украина). Отец – Абдрашитов Юсуп Шакирович (1918–1998), военнослужащий. Мать – Абдрашитова Галина Николаевна (1922–2002), инженер-химик. Супруга – Тоидзе Нателла (1950 г. рожд.) – известный живописец, награждена золотой медалью Российской академии художеств. Сын – Абдрашитов Олег Вадимович (1973 г. рожд.), окончил МФТИ, затем Колумбийский университет, работает в США, специалист в области информационных технологий. Дочь – Абдрашитова Нана Вадимовна (1980 г. рожд.), окончила РАТИ (мастерская С. Бархина), театральный художник.

Отец Вадима Абдрашитова родом из Семипалатинска, рано лишился матери, жил с отцом и старшим братом Хакимом. В будущем Хаким Шакирович избрал партийную карьеру, работал в ЦК компартии Казахстана. Юсуп Шакирович стал военным, служил в войсках связи, в железнодорожных войсках. В годы Великой Отечественной войны воевал на Белорусском фронте, затем был отозван из действующей армии, участвовал в восстановлении разрушенного войной хозяйства Западной Украины. Со своей будущей супругой и матерью В.Ю. Абдрашитова Галиной Николаевной он познакомился в Томске.

Будучи сыном офицера, Вадим Абдрашитов вместе с родителями кочевал по всему СССР: жил на Камчатке, Сахалине, во Владивостоке, Ленинграде, где отец учился в военной академии. По окончании академии Юсуп Шакирович был назначен в город Барабинск военным комендантом крупного железнодорожного узла. В Барабинске Вадим тяжело заболел, с трудом поправлялся, врачи настоятельно советовали сменить климат. Отец написал письмо министру обороны Р.Я. Малиновскому, в котором рассказал все, что произошло с сыном, и просил перевести его на юг. До сих пор в семье Абдрашитовых как чудо воспринимают тот факт, что письмо простого офицера дошло до адресата, было рассмотрено, просьба удовлетворена и через неделю Юсуп Шакирович получил приказ о назначении в Алма-Ату. Так, в 1956 году Абдрашитовы переехали в столицу Казахстана.

В школе Вадим учился хорошо, очень много читал (у родителей была большая библиотека), увлекался буквально всем подряд – от театральных студий до физико-математических кружков. В 7-м классе он страстно увлекся химией, за год изучил весь школьный курс по этому предмету. После 7-го класса Абдрашитов поступил в Алма-Атинский техникум железнодорожного транспорта по специальности, связанной с электроникой и связью, в экспериментальную группу.

Однажды двоюродный брат подарил Вадиму фотоаппарат «Комсомолец». С тех пор фотография стала одним из основных его увлечений. Вместе с младшим братом Игорем выпиливали лобзиком из дерева фигурки сказочных персонажей, выстраивали декорации и снимали диафильмы на обратимую пленку, которые потом показывали вечерами в подъезде. В этот импровизированный кинотеатр сбегались ребятишки со всего двора.

Несколько лет Вадим посещал детскую театральную студию при Алма-Атинском ТЮЗе, в которой начинали свой творческий путь народный артист России Александр Филиппенко и Владимир Толоконников, сыгравший Шарикова в «Собачьем сердце» режиссера Владимира Бортко.

12 апреля 1961 года полет Ю.А. Гагарина все перевернул – этой же весной Вадим оставил техникум, экстерном сдал экзамены за среднюю школу и уехал в Москву – заниматься физикой и космосом.

Вадим Абдрашитов поступил в знаменитый Физтех (МФТИ) в Долгопрудном, на факультет химической физики. Ему посчастливилось увидеть, услышать великих ученых: он учился у И.Е. Тамма, Н.Н. Семенова, Л.Б. Кудрявцева, ездил на физфак МГУ слушать лекции Л.Д. Ландау. По стопам Вадима пошел и младший брат Игорь – окончил МИФИ, работал в области ядерной физики, к великому сожалению, в 34 года умер от облучения...

Годы, проведенные в Физтехе, совпали с ренессансом «оттепели»: Вадим и его друзья много читали, много пели (А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, А. Гладилин, Г. Владимов), в театральной жизни появился «Современник», на экране – итальянский неореализм, гремели Е. Евтушенко и А. Вознесенский, вовсю звучал В. Высоцкий, печатался В. Аксенов, в «Новом мире» вышел «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына и томик А. Платонова, родился КВН. Само время требовало максимальной реализации, поиска себя.

На часто задаваемый режиссеру вопрос, что побудило профессионального физика заняться созданием кино, Вадим Юсупович всегда отвечает: «Обучаясь на Физтехе, я уже знал, что буду кинорежиссером. И всерьез готовился к этому: читал, фотографировал, смотрел фильмы, пробовал писать, работал в институтской многотиражке».

Вместе с ним в МФТИ учился будущий народный артист России Александр Филиппенко (с которым они вместе занимались в алма-атинской студии), к тому времени уже много выступавший в КВН и на эстраде. Он познакомил Абдрашитова с Марком Григорьевичем Розовским, у которого играл в студии «Наш дом». Незабываемыми были встречи студентов МФТИ с корифеями: А.И. Хачатуряном, С.А. Герасимовым, М.И. Роммом. Ощущение Вадима, что он будет заниматься кино, сложилось четко и ясно. Абдрашитов начал серьезно готовиться к поступлению во ВГИК.

Дорога в кино шла отнюдь не по прямой линии. Отучившись 3 года в Физтехе, Абдрашитов перевелся в Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева (МХТИ) с его мощной в те годы любительской киностудией. После окончания МХТИ в 1967 году Абдрашитов, как и любой другой выпускник вуза, по тогдашним законам должен был 3 года отрабатывать первое образование. Он пошел на Московский завод электровакуумных приборов, в цех, осваивавший опытное производство цветных кинескопов. Работал технологом, инженером, мастером, заместителем начальника цеха, производственную карьеру закончил начальником цеха. Все это время Абдрашитов продолжал готовиться ко ВГИКу, под псевдонимами посылал работы (рассказы, сценарии, раскадровки различных литературных произведений) на предварительный творческий конкурс.

Наконец, в 1970 году он поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии, в мастерскую великого режиссера, крупного художника, человека поистине энциклопедических знаний М.И. Ромма. Это была вторая встреча. Судьбе было угодно, что его первая случайная встреча с М.И. Роммом состоялась в далеком 1961 году, когда он только что стал студентом МФТИ. Приехав в конце августа из Алма-Аты и направляясь из аэропорта в Долгопрудный, он попросил шофера такси проехать по ночной Москве через центр. На одной из улиц движение оказалось перекрытым. Кто-то сказал, что снимают фильм. Вадим вышел из машины, и, миновав оцепление, приблизился к съемочной группе. В режиссере он сразу узнал знаменитого М.И. Ромма. Как потом выяснилось, снимался один из эпизодов фильма «Девять дней одного года»...

К несчастью, уже когда Вадим учился на 2-м курсе, Михаила Ильича не стало, и студентов его мастерской доводил до диплома Л.А. Кулиджанов.

Вадим Абдрашитов женился на художнице Нателле Тоидзе, представительнице известной творческой династии. Ее дед М. Тоидзе – ученик И. Репина, в годы учебы в Петербургской академии художеств познакомился со своей будущей женой А. Сутиной, которая в то время занималась на курсах иконописи. После свадьбы они уехали в Тифлис. Их дети нашли свой путь в искусстве. Их имена хорошо известны: художник Ираклий Тоидзе, архитектор Нина Тоидзе, народная артистка СССР Александра Тоидзе, скульптор и график Георгий Тоидзе (отец Нателлы).

Первая киноработа Вадима Абдрашитова – документальный фильм «Репортаж с асфальта», снятый им на 1-м курсе ВГИКа, был отмечен многими призами студенческих кинофестивалей, ее высоко оценил М.И. Ромм. На 3-м курсе Абдрашитов снял курсовую работу по рассказу Григория Горина «Остановите Потапова!». Фильм стал вгиковской сенсацией, его широко показывали, и молодому режиссеру предложили защитить его в качестве дипломной картины. В 1974 году Вадим Юсупович с отличием окончил ВГИК.

Картина «Остановите Потапова!» сразу стала известной, и Абдрашитова пригласили работать на «Мосфильм», в студию руководимую корифеем отечественного кино Ю.Я. Райзманом (ныне студия «АРК-фильм»), рядом с которым Абдрашитову посчастливилось работать более 20 лет. Обучаясь у таких мастеров, Абдрашитов сумел вобрать все лучшее, что было в творчестве каждого, и выработать свои неповторимые принципы творчества. После смерти Ю.Я. Райзмана Вадим Юсупович возглавил в качестве художественного руководителя студию «АРК-фильм» киноконцерна «Мосфильм».

Больше года Вадим Абдрашитов искал сценарий, перечитал их более двухсот. Среди них были и хорошие, превратившиеся потом в заметные картины. «Но все это было не мое», – вспоминает Вадим Юсупович. Так продолжалось до тех пор, пока в 1975 году он не прочитал сценарий молодого, неизвестного тогда драматурга Александра Миндадзе «Кто-то должен защищать». Режиссер позвонил автору, они встретились и сразу стали работать вместе, подружились. Вадим Абдрашитов обрел близкого по мироощущению сценариста, с которым за 30 лет снято 11 лент: «Слово для защиты» (1976), «Поворот» (1978), «Охота на лис» (1980), «Остановился поезд» (1982), «Парад планет» (1984), «Плюмбум, или Опасная игра» (1986), «Слуга» (1988), «Армавир» (1991), «Пьеса для пассажира» (1995), «Время танцора» (1998), «Магнитные бури» (2003). Вадим Абдрашитов работал с прекрасными операторами Ю. Невским, Г. Рербергом, Э. Караваевым, А. Заболоцким, Ю. Шайгардановым, В. Шевциком. Две его картины – «Слуга» и «Армавир» – снял Д. Евстигнеев.

Первый же фильм Вадима Абдрашитова в большом кино стал творческой удачей. Картина «Слово для защиты» (1976) была в центре пристального внимания критики и зрителей – ее посмотрели 35 миллионов человек. Она была отмечена наградами и призами различных кинофорумов. Пронзительная история любви простой девушки-почтальона проецировалась на жизнь ее адвоката, защищавшую девушку в суде. Две женские судьбы, истории их чувств, помещенные в узнаваемые реалии времени и среды, не могли оставить зрителей равнодушными. В фильме ярко проявился талант Абдрашитова, умеющего тонко и глубоко работать с актерами. В картине блистали молодые М. Неелова, О. Янковский, С. Любшин. Создатели фильма удостоены премии Ленинского комсомола.

В такой же напряженной атмосфере нравственных поисков находятся герои картины «Поворот» (1978), молодые благополучные супруги Веденеевы, на взлете жизненных успехов вдруг столкнувшиеся с необходимостью жесткого решения моральной проблемы. Кинематографом нравственного беспокойства называли такое кино. Неожиданными гранями своего таланта сверкнули у Абдрашитова О. Янковский и И. Купченко.

Героями картин Абдрашитова и Миндадзе становятся простые люди, наши современники, живущие далеко от столиц, в небольших провинциальных городах. Они работают на заводах и фабриках, в железнодорожных депо и шахтах. У них семьи, дети, нормальная, обычная жизнь. И всегда они чувствуют силовые токи времени и Времени исторического. Режиссер тонко и глубоко рассказывает о совсем непростой жизни этих простых людей.

В 1980 году был снят фильм «Охота на лис», оказавшийся фундаментальным и принципиальным для творчества режиссера. Картина явилась событием в отечественном кино: так о рабочем человеке еще никто не рассказывал.

Вадим Абдрашитов – один из немногих художников, чье кино с поразительной последовательностью и проницательностью воспроизводит подлинный состав времени, в котором пребывают режиссер и его герои. Первые 3 его картины – своеобразная семейная трилогия. «Драматургическое и режиссерское письмо здесь еще подчеркнуто прямолинейно “реалистично”, пребывая в подчеркнуто же бытовых интерьерах. Оно тщательно воспроизводит всю именно бытовую фактуру позднесоветского существования. И – разом, “вдруг”, та неясная тревога, те, казалось, сугубо семейные кризисы откровенно и грозно преломляются – из диагноза в прогноз в фильме “Остановился поезд”» (В. Скуратовский).

Картина «Остановился поезд» (1982) до сих пор привлекает внимание зрителей. Смело поставленные вопросы, поднятые глубинные проблемы нашей жизни, блестящий дуэт выдающихся актеров О. Борисова и А. Солоницына сделали этот фильм актуальным и востребованным. И как всегда, крупный масштаб проблем сочетался у Абдрашитова с тонким психологизмом морального поединка героев – следователя и журналиста. «”Остановился поезд” угрюмо и честно предсказывает катастрофу. Остановился не только поезд. Уже изношена не только сама инфраструктура советской цивилизации, но и все остальное в ней. “Расписание” всех ее “поездов” уже готово к неисполнению» (В. Скуратовский). За эту картину Вадим Абдрашитов удостоен Государственной премии РСФСР.

«Железнодорожная» метафора Абдрашитова в следующем его фильме и вовсе преломляется в грандиозно-космическую — «Парад планет» (1984). В нем «реалистическое» окончательно преломляется в притчевое. «Парад планет» – фильм, открывший новую грань в творчестве режиссера. Мощное метафорическое начало в картине развивало кинематографический язык современного кино. При этом фильм глубоко и всерьез рассказал о духовных поисках поколения 40-летних людей середины 1980-х годов. История о военных сборах для нескольких друзей перешла в путешествие по собственной жизни, в путь к самим себе.

Лента «Плюмбум, или Опасная игра» (1986) неожиданно тревожно говорила о проблеме власти, попавшей в руки человека, ни духовно, ни душевно к этому не готового. История мальчика по прозвищу Плюмбум, который не чувствует боли, которому одновременно 15 и 40 лет, превратилась в притчу. Фильм стал широко известен критике и зрителям у нас и за рубежом.

«Слуга» (1988) – картина, вновь рассказывающая о власти и рабстве, рабстве внутреннем, духовном. Дуэт Хозяина и Слуги (О. Борисов и Ю. Беляев) стал каноническим: под руководством режиссера актерам удалось выразительно показать эту сложную, неоднозначную взаимозависимость глубинных категорий человеческого существования – свободы и рабства. И опять это было создано не на абстрактном материале, а в предельно узнаваемых реалиях нашей жизни. Партийный босс и его личный шофер, неожиданно превращающийся в дирижера большого хора, – такого в отечественном кино еще не было. Картина оказалась новаторской, творчески и граждански смелой и отмечена Государственной премией СССР.

В 1991 году режиссер снимает фильм «Армавир», в котором снова проявляет себя автором, развивающим киноязык и ставящим перед собой принципиально новые для себя задачи. История людей, потерявших друг друга во время кораблекрушения и теперь, на берегу, исступленно друг друга ищущих, отозвалась вниманием зрителей в непростое время начала 1990-х годов.

«Вообще квазиперестроечная трилогия режиссера (“Плюмбум”, “Слуга”, “Армавир”), может быть, содержит самую высокую консистенцию правды о стремительно уходящем тогда советском времени, о некоем столь же неистовом, сколь и загадочном его замещении. Здесь нет ни грана публицистики, ни намека на социологический фельетон. Правда о мире через советскую притчу о нем» (В. Скуратовский).

В 1995 году Вадим Абдрашитов представляет на суд зрителя фильм «Пьеса для пассажира». Это рассказ о судьбах людей, сложенных Временем и причудливо переплетаемых сломом этого Времени, сломом эпох исторических. Достоинство картины не только в постановке серьезных нравственных проблем, но и в подробнейшей прорисовке характеров героев – Проводника и Пассажира, бывших в недавнем прошлом Судьей и Осужденным, – в исполнении талантливого дуэта С. Маковецкого и И. Ливанова.

«Время танцора» (1998) – фильм, подтвердивший способность режиссера к эпическому повествованию, умению работать с большими формами. Глубоко и драматично картина рассказала о современной войне, вызвав громкую дискуссию в обществе. «Великой картиной» назвал ее Виктор Астафьев. В фильме режиссером открыты будущие звезды Ч. Хаматова, А. Егоров, Ю. Степанов.

Традиционным для русской культуры гуманизмом наполнена картина режиссера «Магнитные бури» (2003). Сострадание к «маленькому» человеку, сочувствие к нему – вот камертон этого фильма, тонко и целомудренно рассказывающего историю любви молодоженов на фоне сложных и драматичных процессов нашей сегодняшней жизни: на заводе, где они работают, там, далеко от столиц, идет передел собственности, и герои оказываются песчинками, втянутыми вихрями в эти бури. Картина еще раз доказала, что режиссер постоянен в своих творческих поисках и дерзаниях, что он продолжает рассказывать о самом трудном, ответственном, самом важном – о современности, и делает это новаторски, творчески, смело.

Все фильмы Абдрашитова – лауреаты многочисленных кинофестивалей, они получали призы на Родине и за рубежом – на киносмотрах в Берлине, Венеции, Локарно, Москве и других киностолицах. Картины отмечены призами академий «НИКА», «Золото й орел», «Золотой овен» и др. У автора были многочисленные ретроспективы, он неоднократно участвовал в работе жюри знаменитых киносмотров.

Вадим Юсупович Абдрашитов удостоен почетного звания «Народный артист России» (1992), награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006). Он – лауреат Государственной премии СССР (1991), Государственной премии РСФСР (1984), премии Ленинского комсомола, премии Президента РФ. Фильм «Слуга» удостоен на Берлинском фестивале премии имени Альфреда Боуэра за развитие киноискусства и премии Экуменического жюри. Фильм «Пьеса для пассажира» там же в Берлине получил «Серебряного медведя». За фильм «Плюмбум, или Опасная игра» В.Ю. Абдрашитов награжден золотой медалью 44-го Международного кинофестиваля в Венеции.

В.Ю. Абдрашитов – вице-президент Российской академии кинематографических искусств «Ника», член жюри премии «Триумф», член Союза кинематографистов России, профессор ВГИКа.

© БиоЗвёзд.Ру