Главная Войти О сайте

Валерий Гаврилин

Валерий Гаврилин

Советский и российский композитор
Дата рождения: 17.08.1939
Гражданство: Россия

Гаврилин родился в Вологде 17 августа 1939 года. Его мать, Клавдия Михайловна Гаврилина, была учительницей, отец, Александр Павлович Белов – работником органов народного образования. В войну он погиб под Ленинградом. Во время войны Валерий с матерью жил в деревне Перхурьеве, Клавдия Михайловна работала директором детского дома. Детство было очень трудным, и все же потом Гаврилин писал: «Я ведь сочиняю и живу только тем, чем я напитался, будучи в детстве в своем родном крае».

В 1950 году по навету арестовали мать Валерий Гаврилина, а его самого отправили в Октябрьский детский дом в Вологде. Сам Гаврилин очень тепло вспоминал и сам дом, и отношение к воспитанникам. В детском доме будущий композитор погрузился в мир музыки, играл в оркестре, пел в хоре. Там его увидела преподаватель музыкальной школы Т.Д.Томашевская, по сути, определившая дальнейший жизненный путь мальчика. Валерий был необыкновенно одарен, все схватывал на лету, а при этом судьба наделила его и необычайным трудолюбием. Уже через два года занятий он был рекомендован в школу-десятилетку при Ленинградской консерватории, куда принимали только особо одаренных детей, и принят сразу в 7-й класс. В школе Гаврилин довольно быстро обогнал очень многих, и сразу по окончании был принят в Ленинградскую консерваторию на композиторский факультет.

Вхождение в профессиональную композиторскую жизнь давалось Гаврилину нелегко. Приходилось и учиться, и работать. Во время учебы в консерватории Он женился, появился ребенок. Первый серьезный композиторский опыт – «Немецкая тетрадь» - не был принят его преподавателем, но, тем не менее, Гаврилин был принят в аспирантуру, которую, правда, не закончил.

Спустя год после окон чания консерватории Валерий Александрович был принят в Союз композиторов, а его «Русской тетради» присуждена Государственная премия РСФСР им. Глинки. И пошла напряженная работа в самых различных жанрах: песни, музыка к кинофильмам, театральным постановкам, оратория-действо «Скоморохи», симфония-действо «Перезвоны», вокальные циклы, балет «Анюта».

Большинство произведений Гаврилина имели громадный успех у публики, что не всегда можно сказать о восприятии его музыки профессиональными музыкантами. Они зачастую воспринимали ее как давно устаревшую. Гаврилин решительно отказывался от стремления «идти в ногу с веком» и выдерживал свою, только ему присущую манеру высказывания, опирающуюся на особый тип фольклора – полудеревенскую, полугородскую, песенно-романсовую стихию. Специфическая новизна его музыки великолепно уживается с архаикой, благодаря чему и создаются уникальные по своей глубине и пронзительности художественные образы.

© БиоЗвёзд.Ру