Главная Войти О сайте

Василий Елагин

Василий Елагин

историк, мыслитель, публицист.
Дата рождения: 14.06.1818
Гражданство: Россия
Окончил Московский университет. За границей подружился с Ф. В. Чижовым. В 1844—45 содействовал Д. А. Валуеву (наиболее близкому из младшего поколения славянофилов) в издании «Симбирского сборника». Первая публикация Елагина — рецензия на «Очерки Южной Франции и Ниццы» М. С. Жуковой. Называя «Очерки» «ярким образом края», рецензент особо выделил в нем 3 момента, заветных для славянофила: укор трубадурам, которые, «играя в поэзию и любовь», выразили «одну светлую сторону жизни», не затронули «сердца и бытия народа», страдающего от рыцарских распрей, а истинная поэзия может быть только «сестрою страдания»; хвалу поэту-плебею, оставшемуся «простым булочником», равнодушие общества к запустению храмов в северной Франции.

В 1847 вышла основная историческая работа Елагина «Об “Истории Чехии” Франца Палацкого», явившаяся одновременно славянофильским откликом на пробудившееся национально-освободительное движение славян XIX в. К числу важнейших созидательных факторов исторической судьбы каждого народа Елагин относит верность его национальным задаткам и крепость его религиозной веры. У каждого народа есть неискоренимое «темное чувство его собственного достоинства». «Провидение» дарует ему «особенные нравственные и даже физические свойства, особенный язык, особенное отеческое предание», и отречение от них наказуемо «нравственным м умственным ничтожеством». Главным хранителем «жизнестроительных» начал у славян, по Елагину, оставался простой народ и верное ему духовенство.

К сер. 50-х Елагин сдружился с И. С. Аксаковым и стал участником его периодических изданий, наиболее деятельным — в еженедельнике «День» (1861—65; работал без оплаты). Занятие публицистикой (что сильно проявилось и в его переписке этих лет) оживило его контакты со старинными друзьями дома Елагиных — И. А. Кошелевым и Ю. Ф. Самариным (как раз в 1862 написавшим Аксакову: «Как он даровит, сколько у него ума, такта»).

Высокой репутацией у лидеров славянского «Возрождения» «День» во многом обязан Елагину. Сам публицист ценил «чисто нравственное значение» газеты в славянском мире, а в России — «ее неполитическую, антиреволюционную, губительную для поджигателей» «силу» (из письма Аксакову 14 июня 1863).

В корне расходясь с основателем «государственно-исторической школы» С. Соловьевым (отводившим первенствующую роль в истории России «государству», а не «земле», и потому высоко чтившим миссию Петра-реформатора), Елагин обвиняет Петра I, помимо раскола нации «на две половины» и дальнейшего закрепощения крестьянства, в том, что он укоренил в русском государстве и законе «римское языческое начало» (в др. работах Елагина — «романтизм»), суть которого в «подчинении и религии и народности — государству», что вело к «уничтожению народной и личной совести перед государственными соображениями» (русские стали принуждаться думать о пользе государства, а «потом уже спрашивать себя: “что есть истина”». Живучие тенденции «романтизма» Елагин усматривал как в католической церкви, так и в выросшем при ее невольном содействии атеистическом социализме (рукописная работа «Зло родит зло»).

После смерти П. Киреевского предпринял издание его «Собрания народных песен».

© БиоЗвёзд.Ру