Главная Статьи Войти О сайте

Василий Кокорев

Василий Кокорев

Русский предприниматель и меценат, почётный член Академии художеств (1889).

Имя: Василий
Фамилия: Кокорев
Дата рождения: 05.05.1817
Гражданство: Россия

Из старообрядческой семьи. Семья его владела небольшой солеварней на севере Костромской губернии. После смерти родителей, вместе со своими дядьями Василий стал совладельцем семейного бизнеса. Однако в 1839 году, из-за поспешного введения правительством в обращение серебряного рубля, жизнь пришлось начинать заново. Юноша отправился в Санкт-Петербург и устроился помощником к одному из многочисленной братии винных откупщиков.Разбогател на винных откупах («кокоревская водка» в русской литературе XIX в. обозначает водку дешёвую, крепкую и весьма недоброкачественную).Стоял у истоков нефтяной промышленности в России. Создав «Закаспийское торговое товарищество», он развернул обширную торговлю со Средней Азией и Персией.В Персии с 1850 года работал созданный Кокоревым Московский торговый дом, получивший право приобретать казенное железо и медь с уральских заводов по себестоимости.В 1859 году по проекту Либиха построил в Сураханах под Баку первый в России керосиновый завод. Пригласил для работ Д. И. Менделеева.русский характер (Дагестан/Чечня) Впоследствии Дмитрий Иванович вспоминал:Более того, на все ключевые посты в своем новом бизнесе он назначил (а до этого обучил нефтяному делу) рабочих-мастеров только из России.Вскоре Кокоревым было учреждено акционерное общество — Волжско-Каспийское пароходство «Кавказ и Меркурий».В 1870 году стал инициатором создания нового Волжско-Камского коммерческого банка, который до 1917 года оставался крупнейшим по размерам капитала банком в России.Вместе с П. И. Губониным построил уральскую горнозаводскую дорогу. Принимал участие в создании Русского общества пароходства и торговли (1856); Волго-Донской железной дороги (1858); Товарищества Московско-Курской железной дороги (1871); Общества Уральской железной дороги (1874).А в 1862–1865 годах Кокорев построил в Москве крупный гостинично-складской комплекс, получивший в народе название «Кокоревское подворье». Комплекс, в который было вложено 2,5 миллиона рублей, был новшеством не только для Москвы, но и для Европы, поскольку предвосхитил появление «гранд-отелей». Тут тебе и торговые склады, и шикарные апартаменты с русским убранством, и трактир-ресторан с разнообразной русской кухней, а с 1883 года — электрический свет! В 1862 г. на средства Кокорева был разбит липово-вязовый бульвар. Бульвар тянулся от Лубочного переулка до Болотной площади. Скромный и тихий, он украшал всю Болотную набережную.Салтыков-Щедрин писал:Это был один из немногих общественных бульваров и скверов Москвы, устроенных за частный счет. Бульвар носил имя своего устроителя вплоть до ликвидации в 1930-е гг., а ныне – тут автостоянка.Кокоревское подворье простояло в Москве более 100 лет и было разрушено совсем недавно — на Софийской набережной на месте подворья находился разобранный ныне недостроенный бизнес-центр «Царёв сад».Стоял у истоков Московского купеческого банка.Учредил «Северное общество страхования и склада товаров с выдачей варрантов» и сумел довести начатое дело до конца.В 1870-х годах создал Северное телеграфное агентство, став, таким образом, первым «медиамагнатом» в России.Он стал главным инициатором проведения конки — конно-железной дороги, связавшей центр через Мясницкую с тремя вокзалами на Каланчёвской площади.По окончании Крымской войны он обратил на себя внимание торжественной встречей организованной черноморским морякам, приехавшим в Москву. Представители московского купечества в ноги кланялись защитникам Севастополя, а откуп разрешил героям три дня пить безданно и беспошлинно.

© БиоЗвёзд.Ру