Главная Войти О сайте

Василий Шишкин

Василий Шишкин

Летчик истребитель

Имя: Василий
Фамилия: Шишкин
Дата рождения: 13.02.1914
Гражданство: Россия



Родился 13 Февраля 1914 года в деревне Белое, ныне Далматовского района Курганской области, в семье крестьянина. Окончил 6 классов, работал в колхозе. С 1931 года в Красной Армии, год спустя окончил Пермскую военную школу авиационных техников, в 1936 году - Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Февралю 1942 года командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка ( 16-я авиационная дивизия, 21-я армия, Юго - Западный фронт ) Капитан В. И. Шишкин совершил 126 боевых вылетов, в том числе 65 на штурмовку войск противника. Под Сталинградом командовал 291-м истребительным авиационным полком. Воевал на именном Як-1, построенном на средства трудящихся колхоза "Сигнал революции" Саратовской области. 27 Марта 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 520 боевых вылетов. Участвуя в 178 воздушных боях, сбил 15 вражеских самолётов лично и 16 - в составе группы. Войну закончил командиром 55-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1956 года Гвардии Полковник В. И. Шишкин - в запасе. Жил в Киеве. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( пять ), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. В Далматово именем Героя названа улица.

* * *

С первых дней Великой Отечественной войны в ответ на призыв партии "Всё для фронта ! Всё для победы !" по всей стране началось всенародное движение за создание фонда обороны. Работники заводов и фабрик, колхозов и совхозов, учреждений, ученые и воины отчисляли в фонд обороны часть своего заработка, вносили облигации государственных займов, сдавали личные сбережения, обувь, одежду, продовольствие, устраивали субботники, воскресники.

В саратовском Государственном банке был открыт специальный счёт № 514031 для перечисления средств. 27 Июня на заседании правления колхоза "Год Великого перелома" Хвалынского района поступило предложение о сборе средств на строительство Сталинской эскадрильи истребителей. Эта инициатива была подхвачена всеми колхозниками. В Ноябре в области начался сбор средств для строительства танковой колонны имени В. И. Чапаева.

В Марте 1942 года начался сбор средств на строительство самолётов и в Пензенской области. Руководители области обратились на Саратовский авиационный завод с просьбой построить самолёты. С большим производственным подъёмом рабочие завода строили эти самолёты по заказу пензенских трудящихся. Рабочие по нескольку суток не выходили из цехов, и 8 эскадрилий боевых "Яков", которым были даны названия "Владимир Ленин", "Иосиф Сталин", "Михаил Калинин", "Вячеслав Молотов", "Андрей Андреев", "Александр Суворов", "Михаил Кутузов", "Александр Невский", были изготовлены и переданы делегации области. Эта делегация вылетела на Сталинградский фронт и вручила самолёты 867-му истребительному авиационному полку.

В первых числах Ноября 1942 года на завод приехал первый секретарь Саратовского обкома партии П. Т. Комаров с группой колхозников из колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района. Собрав в фонд обороны около 150 тысяч рублей, колхозники обратились на завод с просьбой продать им самолёт, чтобы от себя сделать подарок защитникам Сталинградского фронта. При решении вопроса, кому именно передать боевую машину, помог директор Саратовского авиационного завода И. С. Левин, который познакомился с лётчиком В. И. Шишкиным во время своей поездки на фронт, а надпись сделали по желанию покупателей.

Для приёмки самолёта прибыл командир 291-го истребительного полка Герой Советского Союза В. И. Шишкин. На левом борту самолёта по просьбе колхозников была сделана надпись: "Сталинскому соколу Майору Шишкину от колхозников колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского района Саратовской области", которая говорила сама за себя.

После окончания Борисоглебской авиационной школы лётчиков, Василий Шишкин служил в строевых частях ВВС. В Июне 1941 года был лётчиком 43-го ИАП, базировавшегося в Киевском особом военном округе. В 1942 году, сменив потрёпанные И-16 на новенькие Як-1, полк перебазировался на Южный фронт. В Августе того же года был переброшен уже на Юго - Западный фронт, где до конца этого и начала 1943 года участвовал в Сталинградской битве.

В начале 1942 года Василий Шишкин был произведён в Капитаны и назначен командиром эскадрильи. К Февралю выполнил 126 боевых вылетов, из них примерно половину - на штурмовку живой силы и техники противника. Летом получил звание Майора, воевал под Сталинградом. Затем был направлен в состав 512-го ИАП, где командовал эскадрильей.

Осенью 1942 года Майор В. И. Шишкин был назначен командиром 291-го ИАП, действовавшего под Сталинградом. Там он и получил новый самолёт Як-1 ( заводской № 34104 ), который был подарен ему колхозом "Сигнал революции".

На митинге В. И. Шишкин заверил колхозных делегатов, коллектив завода, что не пожалеет сил и, если потребуется, жизни для победы над врагом. Так на Сталинградском фронте в Ноябре 1942 года появился первый именной самолёт ( орфография надписи на фотоснимке, приведённом выше, относится к её более позднему варианту ).

Именной "Як" попал в надёжные руки. Уже после войны Полковник В. И. Шишкин писал бывшему директору Саратовского авиационного завода И. С. Левину: "На именном подарке я произвёл на Сталинградском фронте и Орловско - Курской дуге более 150 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, сбил 12 самолётов противника".

Почин колхоза "Сигнал революции" быстро распространился по городам и селам области. На завод прибывали делегации из колхозов, совхозов, всех районов этой и соседних областей, представители заводов, фабрик, учебных заведений, театров, институтов, учреждений. Коллектив Саратовского подшипникового завода внёс в Государственный банк на постройку самолётов 909 тысяч рублей, научные работники Института земледелия Юго - Востока - 500 тысяч, артисты оперного театра имени Н. Г. Чернышевского - 815 тысяч. Трудящиеся Хвалынского района приобрели 17 самолётов, Аткарского - внесли в Госбанк на строительство самолётов 4 миллиона рублей, Баландинского - 4,2 миллиона, Балаковского - 6,5 миллиона, Ершовского - 5,2 миллиона. Пугачевского - 6,5 миллиона рублей. Коллектив завода собрал средства на строительство эскадрильи боевых самолётов. Всего же на средства саратовцев было приобретено 1520 самолётов и большое количество другой боевой техники.

Летом 1943 года 291-й ИАП участвовал в боях на Курской дуге, в составе Южного фронта, который позже превратился в 4-й Украинский фронт. Впоследствии полк был переведён на 1-й Белорусский фронт.

В Июне 1944 года Василий Шишкин вновь был повышен в звании - стал Подполковником и командиром 55-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

С утра 24 Июня, после ночной авиационной и двухчасовой артиллерийской подготовки, войска правого крыла 1-го Белорусского фронта начали наступление, первый этап которого получил название Бобруйской операции. Несмотря на неблагоприятную в этот день погоду, преобладающее большинство лётчиков показали высокое лётное мастерство и стремление добиться победы иад ненавистным врагом.

28 Июня лётчики 1-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии тремя группами по 12 самолётов штурмовали автоколонну противника на дороге Березино - Червень. Эту задачу отлично выполнили группы 55-го Гвардейского ИАП под командованием Героя Советского Союза Гвардии Подполковника В. И. Шишкина и Гвардии Капитана А. Д. Кучерявого. Пушечно - пулемётным огнём они разгромили колонну, полностью дезорганизовав отход вражеских войск.

Так же умело В. И. Шишкин руководил действиями полка и в заключительные недели войны. Всего он произвёл 520 успешных боевых вылетов и, проведя 178 воздушных боёв, уничтожил 31 самолёт противника ( 15 сбил лично и 16 - в группе с товарищами ).

После войны Василий Иванович продолжал служить в ВВС. В 1956 году вышел в отставку в звании Полковника. Затем жил в Киеве.

© БиоЗвёзд.Ру