Главная Войти О сайте

Василий Стамов

Василий Стамов

скульптор.
Гражданство: Россия

Произведения Стамова этих лет, такие как "После работы" (керамика, 1957), "Юность" (мрамор, 1958), "Девочка" (гипс, 1960), обнаруживают присущий художнику дар поэтического видения, предваряют, правда, еще при наличии повество-вательности, возможность обращения к образам более обобщенным и емким. Новые моменты в творческом мышлении

не просто накапливались. Они нераздельно смыкались, точнее, являлись самим итогом роста художника, приходившего к осознанию своего особого пути в искусстве. Поворотной вехой в становлении Стамова явилась скульптура 1960 года "Утро". Исполненная в мраморе, она примечательна не только тем, что здесь в полный голос зазвучал лиризм как определяющая черта стамовского мировосприятия. Впервые у Стамова в столь большой мере содержательной стала сама пластика.

В "Утре" образно воплощено время, его динамика, стремительная наполненность. И вместе с тем, поэтически возвысив натуру до гармонического идеала, Стамов органично, с поразительным художественным тактом перевел изображение своей современницы в русло классической образности. В этом смысле, при всей убедительности личностной интонации, "Утро" свидетельствовало о вдумчивом постижении Стамо-вым метода А. Т. Матвеева.

У Матвеева, классика советской скульптуры, создавшего целую школу в искусстве отечественного ваяния, Стамов учился в Академии художеств с 1937 по 1947 год. До сих пор для Стамова, как, впрочем, и для других "матвеевцев", пластическая концепция учителя - как маяк в творческой деятельности. Думается, не без влияния Матвеева, в свое время обратившегося к переосмыслению античных законов гармонии, вошла в искусство Стамова и обнаженная модель, самый классический мотив ваяния. Хотя, размышляя о природе стамовского видения, не стоит, пожалуй, выпускать из виду, что заветы Матвеева пали как бы на подготовленную почву. Задолго до приезда в Ленинград предварялись они в какой-то мере впечатлениями детства и юности.

Стамов - уроженец, Крыма, древней Тавриды, земли, сохранившей следы эллинской культуры. Но и сама реальность, быт родного скульптору Коктебеля благоприятствовали тому, чтобы будущий мастер, восхищаясь статью загорелых и здоровых людей, навсегда влюблялся в живую грацию и пластическую красоту человека. В дальнейшем впечатления ранних лет и уроки, полученные у Матвеева, вылились в большую творческую программу: воспеть нравственный облик своего современника. И с конца 50-х годов поэтическая влюбленность Стамова в человека неизменно находит претворение в темах труда и спорта, юности и материнства.

Все три последних десятилетия Стамова отличает творческий динамизм, интенсивная и вдумчивая работа в различных жанрах ваяния. Так, сегодня он известен как мастер, работающий одновременно в области мелкой пластики и монументальной скульптуры (мемориал воинам Ленинградского фронта в Колпино, памятник М. Ю. Лермонтову в Пензе, фриз "Музыка" для музыкальной школы в Ленинграде), как создатель садово-парковых композиций (фонтан "Айкызы" в Уфе, "Девушка с голубем" для парка на Петроградской стороне в Ленинграде), наконец, как автор станковых и портретных работ ("За власть Советов!", "Рабочее утро", "Сталевар", "Петр 1", "Скульптор Шервуд"). Однако в этом многообразии художественных устремлений не потерялся личный "стамовский" напев. Напротив, со временем как бы определились и высветлились те ноты проникновенного лиризма и мудрой душевной углубленности, которые оттеняют самобытность созданий Стамова.

Высокая пластическая культура, совершенное знание возможностей различных материалов, богатство художественной палитры выделяют произведения Стамова 80-х годов. Среди них - портрет Федора Абрамова (1983), "Торс" (1983), "Покой", "Тревога", "Хлеб", "Русское поле" (все - 1984), "Скорбящая" (мемориал в Павловске, 1986), "Работница" (1986) и другие. Скульптуры объединяет сплав станкового и монументального начал, в их содержании проявляются черты метафоричности, что в русле устремлений ряда мастеров нашей скульптуры 70-80-х годов. Наконец, в этих работах убедительно найдена гармония художественных средств и замысла, что позволяет говорить о высокой творческой зрелости ленинградского мастера.

В группах "Покой" и "Тревога", воплощая тему материнства, Стамов строит форму монументально, целостным блоком, тем самым сохраняя весомость дерева как материала. При этом художник обнаруживает и тонкое понимание декоративности - рисунок текстуры мягко и гармонично вторит содержательной ритмике масс. Так атмосфера тишины и проникновенного согласия матери и ребенка живет в плавном созвучии плотных и упругих форм, усиленная мерно текущими линиями узоров дерева. В другой же скульптуре взволнованный "говор" дерева, текстура которого течет в частом, как бы поспешном ритме, передает тревогу и беспокойство матери. Порой представляется, что природная "эмоциональность" материала - отправная точка замысла.

Умение через скульптурный образ обращаться непосредственно к сущностным вопросам своего времени, глубоко, избегая при этом прямолинейности, проникать в состояние эмоционально-духовной жизни современников Стамов не менее ярко проявил в скульптуре "Торс". Ясная и экономная архитектоника отнюдь не помешала автору найти тонкие пространственные ритмы. В фигуре живет волнующая трепетность и внутренняя возможность движения, иного положения в пространстве, равно как и другого состояния.

Наряду с подобными классическими мотивами включенность стамовских героев в жизненный поток находит выражение и в более конкретных сюжетах, но в характерном для последних лет смыкании граней поэтического и монументального истолкований. Работа "Хлеб" - о красоте и значимости человеческого труда. В том, как величественно и задумчиво-спокойно стоит бывший воин с караваем в руках на родной земле - утверждение и прославление скульптором нравственно-трудовых и созидательных начал нашей жизни. В результате обработки поверхности дерева не гладко, а небольшими выемками фигура могучего, закаленного работой хлебороба кажется как бы окутанной воздухом. Представляется, что он в природной среде, в поле. посреди России, которую он отстоял в недавней войне.

Так общественный пафос, гражданственные мотивы органично вливаются в изысканную и одухотворенную пластику Стамова, в его поэтически-возвышенные раздумья о мире и о прекрасном в человеке.

© БиоЗвёзд.Ру