Главная Войти О сайте

Василий Суриков

Василий Суриков

Художник-классик русской живописи
Дата рождения: 24.01.1848
Гражданство: Россия

Первый, кто обратил внимание на живописные способности Сурикова, был учитель рисования Красноярского уездного училища Н.В. Гребнев. В 1859 году умер отец, и семья стала испытывать материальные затруднения. Сдавали часть дома квартирантам и за счет этого жили. Суриков, начавший учиться в гимназии, вынужден был ее оставить и поступить в 1862 году в Енисейское общее губернское управление канцелярским писцом. Василий Иванович потом рассказывал «Очень я по искусству тосковал».

Мечта Сурикова осуществилась благодаря помощи красноярского губернатора П.Н. Замятина и золотопромышленника П.И. Кузнецова, оплатившего все расходы на поездку Сурикова в столицу и его учение в Академии художеств. В конце 1868 года Василий отправился в Петербург, куда добрался в феврале следующего года. Сначала он поступил в школу Общества поощрения художников, чтобы подготовиться к экзамену в академии. В апреле он держал экзамен в Академию художеств, но неудачно, и только в августе, после усиленных летних занятий, был принят сначала вольнослушателем, а год спустя - в 1870 году - слушателем академии.

За время учебы Василий писал картины и рисунки, главным образом на библейские темы, за которые неоднократно получал золотые и серебряные медали и денежные премии. В марте 1874 года Суриков получил первую премию за превосходный живописный эскиз композиции «Пир Валтасара». В том же году он создал первую композицию на тему древнерусской истории «Княжий суд».

В конце 1875 года Суриков оканчивает Академию художеств и получает звание классного художника первой степени. Он принимается вскоре за заказ на роспись четырех панно на тему «Вселенские соборы» в храме Христа Спасителя, чтобы получить деньги и иметь возможность заниматься своим творчеством. Это был первый и единственный заказ, который выполнил Суриков в течение своей жизни.

В июне 1877 года он переехал в Москву на постоянное жительство. В 1878 году Суриков женится на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П.Н. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволили художнику «начать свое» - обратиться к образам русской истории. Со следующего года начинается его напряженная работа над первой исторической большой картиной «Утро стрелецкой казни». Картина была экспонирована на IX передвижной выставке в марте 1881 года.

Сразу же после окончания «Утра стрелецкой казни» у Сурикова возникает замысел картины «Боярыня Морозова». «Боярыню Морозову» он задумал еще раньше «Меншикова», сразу же после «Стрельцов». Но потом, чтобы отдохнуть, начал работать над полотном «Меншиков в Березове» (1883).

После выставки 1883 года картина была приобретена Третьяковым, и у Сурикова оказались средства, достаточные для поездки за границу. Художник посещает Германию, Францию, Италию, Испанию. Он изучает картины Веронезе, Тициана, Тинторетто, его внимание привлекает и современное европейское искусство. Много и увлеченно работает художник над этюдами. Картина «Сцена из римского карнавала» (1884), показанная на 13-й передвижной выставке 1885 года, свидетельствует о новых колористических исканиях Сурикова. Смеющееся смуглое лицо девушки удивительно хорошо связывается с розовым капором домино, плотно охватывающим прелестную темноволосую головку.

По возвращении из-за границы работа над «Боярыней Морозовой» (1887) поглотила все внимание Сурикова. В третьей своей большой картине - «Покорение Сибири Ермаком» (1895) - Суриков поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения. Художник говорил, что композиция картины была им продумана и решена до того, как он ознакомился летописным изложением события. «А я ведь летописи не читал. Она (картина) сама мне так представилась две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать, вижу совсем как у меня. Совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял. Там у меня скачущие».

В «Ермаке» черты народных характеров Суриков возвел до степени эпического величия. Работая с натуры над лицами хакасов и остяков, Суриков открыл поразительный закон красоты «Пусть нос курносый, пусть скулы, - а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали - сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти». Репин писал по поводу «Ермака» «Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка».

Ви 1899 году Суриков написал картину, посвященную легендарному переходу Суворова через Альпы. Он трактует этот легендарный поход прежде всего как народный подвиг. Художнику удалось хорошо передать в лицах, позах и жестах спускающихся по обледенелому обрыву солдат борьбу мужественного сознания долга с естественным человеческим страхом. Композиция картины также выразительно передает неудержимость низвергающихся вниз солдат и трудность спуска.

Последней исторической картиной художника был «Степан Разин», задуманный им еще тогда, когда он работал над «Боярыней Морозовой», и законченный только в 1907 году. Над этой картиной Суриков продолжал работать даже тогда, когда она была выставлена на Передвижной выставке, - рано утром взбирался на лесенку и переписывал фигуру Разина.

Последняя большая картина Сурикова - «Посещение царевной женского монастыря» - была написана в 1911-1912 годах и экспонировалась на выставке Союза русских художников 1912 года.

Значительно искусство Сурикова-портретиста. Прежде всего, это прекрасные эт юды к историческим полотнам и «Снежному городку». Глубоко раскрыты характеры в «Портрете доктора А.Д. Езерского» (1911), «Портрете человека с больной рукой» (1913), «Автопортретах» (1913 и 1915); удивительно красивы его женские образы в портретах Т.К. Доможиловой (1890-е), А.И. Емельяновой и Н.Ф. Матвеевой.

Суриков умер в Москве от склероза сердца 6 марта 1916 года. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

Подводя итог всему творчеству Василия Сурикова, можно смело сказать - он был одним из немногих русских художников, который встал в ряд с величайшими гениями мировой живописи. К сожалению, русская живопись 19-го века не столь широко известна в мире, как нам того хотелось бы. Даже такой колосс, как Репин, теряется по сравнению с Веласкесом или Вермеером. Лишь несколько русских живописцев могут считаться титанами мирового значения - А.Иванов, М.Врубель, И.Левитан, отчасти В.Серов, и, конечно же, Суриков.

© БиоЗвёзд.Ру