Главная Войти О сайте

Виктор Бутурлин

Виктор Бутурлин

Российский режиссёр
Дата рождения: 28.06.1946
Гражданство: Россия

Виктор Бутурлин – уроженец столицы и относится к первому поколению послевоенных детей. Он появился на свет 28 июня 1946 года, и свое актерское призвание нашел не сразу. Лишь в 1972 году Виктор получил диплом режиссерского отделения института театра, музыки и кинематографии в Ленинграде, где он обучался в мастерской И. Гриншпуна. Молодой режиссер работал в Ивановском театре музыкальной комедии, затем вернулся в Ленинград и снова тал театральным режиссером. Его силами были осуществлены две постановки – популярные в то время оперетты 'Мадемуазель Нитуш' и 'Бабий бунт'. Однако рамки музкомедии стали тесны Виктору Бутурлину, и он продолжил свое обучение на режиссерском отделении Высших курсов сценаристов и режиссеров в Москве. Его преподавателем стал тогда еще молодой, но уже получивший известность Никита Михалков, с которым Бутурлина до сих пор связывает творческая дружба (по просьбе Михалкова Виктор даже снялся в эпизоде культового фильма 'Родня').



В 1981 году Виктор Иванович занял должность режиссера–сценариста киностудии 'Ленфильм'.Экранным дебютом Бутурлина стала его курсовая работа – короткометражка 'Эндшпиль' (1980), в которой он выступил также в роли художника и сценариста. В этой экранизации рассказа Вампилова снимались Олег Борисов, Марина Рождественская (Казакова), Олег Баранов, и короткий фильм до сих пор не оставляет равнодушными зрителей. В следующей короткометражке Бутурлина, 'Прозрачное солнце осени' (1982), кроме Олега Борисова, снялся Олег Табаков. Диалог двух бывших спортсменов, капитана команды, а ныне учителя физкультуры, и бывшего запасного, а теперь удачливого администратора, как будто оставляет каждого при своем мнении и заставляет умалчивать о многом, но в то же время кардинально переворачивает традиционное представление о жизненном успехе. Эта работа получила два главных приза кинофестивалей – 'Амирани' (Тбилиси) и 'Молодежь Москвы'. Свой первый полнометражный фильм под рабочим названием 'Актриса прошлых лет' Бутурлин начал снимать по сценарию Виктора Мережко. Известный сценарист видел в этой роли только Людмилу Гурченко. Но Людмила Марковна с трудом встраивала себя в канву заданного сюжета. Бутурлин, не имеющий достаточного профессионального опыта, метался между сценаристом и актрисой и доказывал свое видение картины, во многом совпадающее с биографией самой Гурченко. Атмосфера на съемках была очень напряженной, в конце концов, Мережко настоял на том, чтобы его фамилия в титрах не указывалась, а Гурченко испортила отношения практически со всей съемочной группой. По настоянию Бутурлина фильм получил название 'Аплодисменты, аплодисменты', совпадающее с книгой воспоминаний актрисы – хотя его содержание имеет с ней мало общего. Однако лента имела большой резонанс, в частности и потому, что мир кинематографа в нем был представлен достаточно критически, и получила две награды – 'Лучший режиссерский дебют' на Всесоюзном Московском фестивале 1984 года и специальный приз на Киевском кинофестивале в 1985-м. После небольшой новеллы для киноальманаха 'Исключения без правил' (1985) Виктор Бутурлин принялся за фильм, который стал, без преувеличения', настоящей жемчужиной его творчества. Сюжет картины 'Садовник' (1985) одновременно прост и необычен – сельский садовник Глазов, вкладывающий всю душу в яблоневый сад, оказывается обвиненным в спекуляции. Великолепный подбор актерского дуэта (Лев и Олег Борисовы) и завораживающие песни в исполнении Евгении Смольяниновой, исполнившей главную женскую роль не оставляли неравнодушными никого. Впрочем, признание кинематографистов, а именно пять призов, картина заслужила. В 1987 году 'Садовник' был отмечен призов Шукшина на Киевском кинофестивале 'Молодость', а также премиями Козинцева, киностудии 'Ленфильм', и Союза Ленинградских кинематографистов, а в 1992 году фильм получил 'Серебряного витязя' на Московском кинофестивале 'Золотой витязь'. В 1989 году Бутурлин снял последнюю картину 'перестроечного жанра' под названием 'Торможение в небесах'. Трагикомедия о нравах в среде тележурналистов и о 'перестроившихся' партаппаратчиках в 1992 года получила Гранпри Страсбургского кинофестиваля. В 1993 году Бутурлин создал документальный фильм 'Ядерное танго', посвященный испытаниям атомного оружия в 1954 году, который получил главный приз на кинофестивале 'Экология' в Нови-Саде (1993).





© БиоЗвёзд.Ру