Главная Войти О сайте

Висенте Ибаньес

Висенте Ибаньес

испанский писатель

БЛАСКО ИБАНЬЕС (Blasco Ibanez), Висенте [21 или 29.1.1867, Валенсия, — 16.1. 1928, Ментона] — исп. писатель. Род. в семье коммерсанта. Окончил юридич. ф-т. В 1885 выступил в печати как журналист. Став лидером леворесп. движения в Валенсии, издавал газ. «El Pueblo» («Народ», 1891), подвергался преследованиям, неоднократно находился в изгнании за границей. В 1898-1909 — деп. парламента от респ. партии, сблизился с социалистами. Позднее перешел на умеренно либеральные позиции. В годы 1-й мировой войны (1914-18) активно выступал в защиту Антанты. В 1923, после установления в Испании воен. диктатуры, эмигрировал во Францию. Неоднократно высказывался в поддержку молодого Сов. государства.

В 1894 Б. И. начал публиковать серию «валенсианских» романов и рассказов, обычно относимых к «областнической» лит-ре. Но, в отличие от писателей-«областников», идеализировавших патриарх. быт исп. провинции, он с позиций мелкобурж. демократии решает общенац. социальные проблемы: разоблачает развращающую власть денег (роман «Бесшабашная жизнь» — «Arroz y tartana», 1894), бурж. парламентариев (роман «В апельсиновых садах» — «Entre naranjos», 1900), сочувственно изображает народ и доказывает социальную несправедливость общественного порядка (романы «Майский цветок» — «Flor de mayo», 1895, «Хутор» — «La barraca», 1898, «Ил и тростник» — «Canas y barro», 1902; сб-ки «Валенсианские рассказы» — «Cuentos valencianos», 1896, «Осужденная» — «La condenada», 1900). В ранних романах этого цикла ощущается влияние натурализма; в наиболее зрелом из них — романе «Хутор» Б. И. предстает как мастер критич. реализма. Творчество 1903-05 сам писатель охарактеризовал как социально тенденциозное. В романах «Толедский собор» («La catedral», 1903), «Непрошенный гость» («El intruso», 1904), «Винный склад» («La bodega», 1905), «Орда» («La horda», 1905) поднимаются коренные вопросы исп. жизни того времени, в т. ч. проблема революции. В этих романах движущим началом стал социальный антагонизм между народом и его угнетателями; тем самым Б. И. преодолел привычную схему семейно-бытового романа, пронизал свои произв. публицистичностью. В 1906-09 Б. И. создал цикл философско-психологич. романов: «Нагая маха» («La maja desnuda», 1906), «Кровь и песок» («Sangre y arena», 1908), «Мертвые повелевают» («Los muertos mandan», 1909), «Луна Бенамор» («Luna Benamor», 1909). Отказавшись от изображения значит. обществ. конфликтов, он сосредоточил внимание на психологич. анализе переживаний одинокой одаренной личности, пришедшей в столкновение с обществом. Грубо тенденциозное, порой шовинистич. освещение событий 1-й мировой войны определило худож. неудачу романов «Четыре всадника Апокалипсиса» («Los cuatro jineles del Apocalipsis»,1916), «Наше море» («Mare nostrum», 1918) и др. Многочисл. романы 20-х гг. значительно уступают прежним произв. Б. И. («Земля для всех» — «La tierra de todos», 1922, «Его морское святейшество» — «El papa del mar», 1925, и др.). Наиболее интересен роман «В поисках Великого Хана» («En busca del Gran Khan», 1928, посмертно), посвященный личности Христофора Колумба.

© БиоЗвёзд.Ру