Главная Войти О сайте

Виталий Песков

Виталий Песков

Советский и российский художник-карикатурист.
Дата рождения: 12.05.1944
Гражданство: Россия

Содержание

  1. Творчество
  2. Карикатурист
  3. Некоторые сюжеты некоторых карикатур
  4. Посмертные выставки и книги
  5. Сохранённый архив
  6. Награды

Мать — Пескова Александра Николаевна (1919—1991); отец — Песков Виктор Дмитриевич, военный, служил вместе с Василием Сталиным, преподавал в Военной академии, застрелился (по официальной версии) во время перемены между занятиями в Военной академии вскоре после рождения сына; старшая сестра по матери Любовь Фомичева (ее и ее гражданского мужа Бориса и сына Алексея упоминала в автобиографической книге и радиоинтервью И.Коршикова).

Семья: гражданская жена Коршикова Ирина Ефимовна (держатель авторских прав по доверенности художника) и ее сын Виктор, литературный переводчик и музыкальный критик, специалист по классической опере.

Сын Пётр от очень короткого первого брака, с отцом практически отношений не поддерживавший, познакомившись лишь года за четыре до смерти художника.

Виталий Песков мальчиком был зачислен в Суворовское училище, откуда ушел, не окончив, военной карьерой не заинтересовался, спасаясь от армейской муштры и казенщины рисованием. Всегда хотел быть только художником.

Творчество

Первая карикатура опубликована в московском журнале «Смена» в 1967 году. Редактор журнала посоветовал публиковаться еще в других редакциях и дал телефоны и адреса, в том числе только что тогда открывшегося отдела юмора «Клуб 12 стульев» в «Литературной газете». Молодой Виталий (23 года) пришел туда, показал свои рисунки и остался навсегда, тут же был принят на работу и стал одним из знаменитой «великолепной четверки» карикатуристов «ЛГ», открывшей новый современный вид карикатуры (еще Вагрич Бахчанян, Владимир Иванов, Игорь Макаров). До этого карикатура служила сатирическим оружием власти для осмеяния врагов или аморальных насмешек. Впервые отечественная карикатура превратилась в вид искусства.

Работал также в мультипликации художником и режиссером. Самый популярный его м/ф пародийный «Пиф-паф, ой-ой-ой!», 1980 год, где он выступил художником и режиссером-постановщиком (совместно с Гарри Бардиным).

Неоднократно приглашался в популярную телепередачу «КВН» в качестве члена жюри. Работал так же еще во многих телевизионных проектах: «Утренняя почта», «Вокруг смеха» и др. Также постоянно приглашался в различные телевизионные ток-шоу, где высказывали свое мнение по разным темам самые известные люди.

По свидетельству жены И. Коршиковой, именно ему принадлежит авторство слова «членовоз» — ироничное название служебного автомобиля с шофером для особо высокопоставленных персон.

Карикатурист

Один из самых выдающихся карикатуристов своего времени, оказал огромное влияние на развитие отечественной карикатуры, автор приблизительно 15 тысяч карикатур, публиковавшихся почти во всех СМИ. Своими карикатурами создал своеобразную энциклопедию современной жизни — не официозную бравурно-мажорную, а показал жизнь обычных людей, далеких от великих дел и построений общественных строев, с их чаяниями, буднями, бытом, причем эти зарисовки настолько остры и точны, что сделали художника самым популярным своего времени — сюжеты его карикатур становились народными анекдотами, их пересказывали друг другу, порой забывая самого автора. Его творчество никогда не было под запретом, но совершенно не отвечало государственной политике тоталитаризма, поэтому государственные чиновники не отмечали его — он не имел ни членств в творческих союзах, ни наград, ни званий, ни должностей, ни льгот. Даже не состоял в членах Союза художников.

Некоторые сюжеты некоторых карикатур

Широко известны и популярны его рисунки: двое спорят на кухне, поставив на кухонный стол табличку «Место протеста»; олицетворение шаблонной советской фразы «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи» — Честь и Совесть дерутся, а Ум валяется поверженный; завязанный путами пегас; редактор с табличкой-памяткой «Схема разделки пегаса» (подобные схемы разделки мясной туши в советское время висели в мясных магазинах); муж, вернувшись из командировки, жене: «Я не спрашиваю, где любовник. Я спрашиваю, где шкаф»; лебедь, рак и щука, дружно несущиеся к винному магазину; кот, лезущий в скворечник, предварительно вывесив табличку «Налоговая проверка»; пародия на роденовского «Мыслителя», у которого вместо головы — как это принято называть, то, на чем сидят; школьник в милиции с заезженной темой сочинения «Как я провел лето»; заботливая записка жене: «Я ненадолго вышел из КПСС, скоро буду»; посетитель, навещающий друга в тюрьме: «На воле ужас что творится»; бандиты-налетчики с призывом из телевизора: «Изменим жизнь к лучшему!»; театральный зритель с ружьем, скандирующий «Автора!»; банк в виде кукиша; военный в виде копилки; танк с предостережением: «При перевороте заносит»; банкет, где вместо тарелок на стол расставляются мышеловки; труба крематория с названием «Запасной выход»…

Сюжеты его карикатур можно пересказывать до бесконечности и столько же раз восторженно не просто улыбаться, а вовсю смеяться, открыто хохотать, полностью отдаваясь остроумному дару автора. Он бывает беспощадно ироничен к дорвавшимся до власти: знакомство на банкете высшего общества: «Бывшая свинарка» — «Бывший пастух»; безголовый интеллектуальный работник с табличкой «Голова находится на реставрации»; высокопоставленный сановник с глубокомысленным видом, но вместо мыслей — пустота… И сколько нежности по отношению к нищим, неимущим, слабым, порой даже пытающимся соответствовать высоким государственным целям, бежать за коллективом, но у них все равно не получается — они чужие в мире рвачей и чинов. Вот нищий, в дни Олимпиады примостившийся в большом равнодушном городе, отмечающем официозный спортивный праздник, и разложивший для милостыни пять шляп, соответствующих пяти кольцам Олимпиады. Или немощная старушка-пенсионерка, выступающая с рекламой: «Хочешь похудеть? Спроси у меня — как!» Симпатии художника всегда на стороне этих нищих, неумелых, слабых, забитых людей. В своих карикатурах он продолжает тему русского искусства милосердия к маленькому человеку. Но бессловесность карикатуры дает возможность без перевода быть понятной в любой точке мира — везде есть такие же одинаковые богатые и бедные, властные и униженные, всесильные и слабые, презирающие и презираемые. Его можно назвать последователем великого Чарли Чаплина, персонажи которого также бесхитростны и уморительны, но всегда вызывают любовь и сопереживание зрителей.

Посмертные выставки и книги

При его жизни не было ни одной его персональной выставки, ни одного персонального издания.

Как утверждает вдова художника в многочисленных интервью на следующий день после кончины художника из квартиры были украдены все деньги, все имущество и рисунки. Генеральная Прокуратура РФ начала уголовное разбирательство, подключились правозащитные организации, в частности, Фонд защиты гласности во главе с его председателем А.К.Симоновым[источник не указан 95 дней].

Рисунки объявились скоро. С 12 по 25 апреля 2002 года (через месяц после смерти художника, даже не дожидаясь сороковин) в клубе «Муха» проходила персональная выставка в 300 оригинальнов рисунков «Виталий Песков: тот самый и другой».

Устроители объявили, что это все рисунки, которые они нашли в архиве художника в квартире. Эти же рисунки послужили основой для организации еще нескольких вернисажей в Москве, изданий и публикаций. Но если путь этих 300 произведений можно проследить (правда, не исключено, что к настоящему времени они распроданы по частным коллекциям), то неизвестна судьба тысяч карикатур в СМИ-публикациях, собранных в квартире художника. Там были газеты и журналы не только московские, но региональные и зарубежные. Копировальная техника тогда еще не использовалась, и рисунки существовали в единственном экземпляре. Возможно, что все они были уничтожены вандалами. Но возможно, что были кем-то увезены (тоже украдены), но не афишировались из-за боязни уголовной ответственности. В этом случае есть надежда, что они «неожиданно» появятся через много лет, но тогда удивительно, что они не появились вместе с теми 300 рисунками.

Вдова художника, у которой сохранился второй (неполный) архив мужа (более 3 тысяч рисунков), совместно с друзьями, в частности Вагричем Бахчаняном, провела несколько выставок карикатуры Виталия Пескова, в том числе в Нью-Йорке (США) на Бродвее две большие персональные выставки в 2004 и 2005 гг., и издала книгу воспоминаний «Виталию от Ирины. Памяти художника Виталия Пескова», куда вошло 2224 рисунка (сокращенный вариант книги сайт в 850 рисунков). Не поместившиеся в книгу рисунки поставлены в формате книги в сайт Энциклопедии карикатуры, так что они тоже доступны зрителям.

Но семья выдающегося художника осталась на положении бомжей, лишенной всего: помимо множества рисунков, жилья и всего находившегося там, копившихся денег на новую квартиру, только что построенной дачи, машины, одежды, всех бытовых предметов. Из-за многочисленных угроз и предостережений пришлось покинуть страну. Семье помогали чужие люди: собирали деньги, одежду (в то самое время, когда в московской частной галерее отмечалось успешное проведение аферы), сотни соотечественников со всего мира, из разных стран, помогли в компьютерной обработке оставшихся рисунков и издании книги[8]. Никто из известных художников, поэтов, юмористов, деятелей культуры и искусства не посмел заступиться за память и уважение к выдающемуся карикатуристу России, остановить вандалов и помочь семье - творческая элита подсчитывала прибыль. Через некоторое время, не выдержав нескончаемых издевательств, покончил с собой (убит?) пасынок карикатуриста, начинающий талантливый музыкальный критик, переводчик и литератор Виктор Коршиков (см.Новостное сообщение). В маленьком номере московской гостиницы «Университетская» его нашли слишком поздно.

Сохранённый архив

Из всего огромного количества работ, нарисованных В.В.Песковым, осталось лишь немногим более 3 тысяч рисунков, сохранённых семьёй. Остальное разграблено, а рисунки в старых публикациях (не товарные), возможно, просто выброшены. В 2008 году, незадолго до своей смерти, Ирина Ефимовна Коршикова безвозмездно передала весь имеющийся у нее архив (рисунки, публикации, письма и записки художника, а также последующая переписка с деятелями культуры, Прокуратурой, Министерством культуры РФ, Московской мэрией и т.д.) с прилагающимся инструкти рующим письмом, в Российский государственный архив литературы и искусства (см. страницу сайта РГАЛИ «Передача в РГАЛИ документов В. В. Пескова»), за что получила специальную благодарность от правительства Российской Федерации. Ни соболезнований, ни уверений в раскрытии преступников, надругавшихся над прахом выдающегося художника и оставивших его семью без средств к существованию, официальными лицами не было высказано.

Поиск исчезнувших рисунков ведется, с оформлением дарственной РГАЛИ и вступлением прав государственного архива, они стали собственностью государства России. А сохраненная официальная переписка поможет выявить имена нечестных чиновников министерств и мэрии.

Награды

Много зарубежных премий и призов (Виталий Песков является лауреатом и победителем множества зарубежных конкурсов карикатуры).

«Золотой теленок» (приз «Литературной газеты»), дважды — 1973, 1986

«Золотой Остап» — 1995 [14]

© БиоЗвёзд.Ру