![]() |
Владимир ДукельскийРусский и американский композитор, поэт и литератор
Дата рождения: 07.10.1903
Гражданство: Россия |
- Юность и образование
- Эмиграция и становление
- Успех в Париже и возвращение в США
- Двойная биография
- Яркие хиты и сотрудничество
Юность и образование
Вернон Дюк (настоящее имя Владимир Дукельский) родился 10 октября 1903 года в семье инженера-путейца. Проведя детство на Урале и в Крыму, он переехал в Киев, где получил музыкальное образование. В Киевской консерватории он обучался фортепиано у Болеслава Яворского и композиции у Рейнгольда Глиэра.
Эмиграция и становление
После революции семья Дукельского покинула Киев и в 1920 году прибыла в Константинополь. В этом городе будущий композитор написал первые самостоятельные музыкальные произведения и вместе с Борисом Поплавским возродил Цех поэтов. В 1921 году он перебрался в Нью-Йорк, где начал сочинять музыку и стихи под псевдонимом Вернон Дюк.
Успех в Париже и возвращение в США
В 1923 году Дюк переехал в Париж, где его музыка получила высокую оценку Сергея Дягилева, Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева. Для труппы Дягилева он написал балет "Зефир и Флора", а в 1928 году Сергей Кусевицкий дирижировал премьерой его Первой симфонии. Дюк сблизился с Прокофьевым и публиковал статьи в евразийских изданиях. В 1929 году он вернулся в США.
Двойная биография
По возвращении в США творчество Дукельского развивалось двумя параллельными путями. С одной стороны, он оставался трагико-романтическим русским композитором, автором кантаты "Эпитафия" памяти Сергея Дягилева, балета "Общественный сад", оратории "Конец Санкт-Петербурга" и других произведений, посвященных крушению русской культуры. С другой стороны, под псевдонимом Вернон Дюк он создавал успешные музыкальные творения для Бродвея и Голливуда, в которых отражалась его критика современной культуры.
Яркие хиты и сотрудничество
Вернон Дюк написал музыку для таких популярных бродвейских ревю, как "Безумства Зигфельда 1934" и "Безумства Зигфельда 1936", а также музыкальной комедии "Хижина в небе". Вместе с Джорджем Гершвином он работал над киноревю "Безумства Голдвина 1938". В своих проектах Дюк часто сотрудничал с Джорджем Баланчиным, который ставил танцевальные номера, и Йипом Харбургом и Айрой Гершвином, которые придумывали тексты хитовых песен.