|
Владимир ВейсбергРоссийский художник и теоретик искусства
Дата рождения: 07.06.1924
Гражданство: Россия |
Сын педагога и психолога Г. П. Вейсберга (1884—1942). Мать, Мария Яковлевна, из сибирской семьи Бурцевых, — библиотекарь в Институте труда и гигиены.
С 1943 по 1948 год учился в студии ВЦСПС у художника С. Н. Ивашева-Мусатова, позднее посещал мастерскую А. А. Осмеркина. Посещал «домашнюю академию» В. Я. Ситникова.
С 1959 по 1984 год преподавал живопись в студии Института повышения квалификации Союза архитекторов СССР,
с 1964 по 1966 преподавал на Курсах телевидения Москвы.
С 1961 года — член Союза художников СССР. Участник группы «Восемь». Первая персональная выставка в СССР состоялась уже после кончины художника — в 1988 году. Большая часть работ Вейсберга находится за границей в частных собраниях.
Владимир Григорьевич Вейсберг умер в Москве 1 января 1985 года.
Похоронен в Москве, на Введенском кладбище, участок № 11.
Художник добивался, по его выражению, «невидимой живописи», получившей название «белое на белом». «Белое на белом» не отрицает наличия цвета: у Вейсберга «белое» состоит из множества едва различимых «частиц» цвета. Художник говорил: «Гармония — некий однородный свет, ощущаемый постепенно сквозь (через) конструкцию. Этот свет за пределами наших чувств. Когда он заторможен нашими ограниченными органами чувств, его ощущают, не понимая его». Свет для живописца не имеет ничего общего с освещением предметов, он как бы возникает изнутри картины. С 1962 года Вейсберг начал писать гипсовые фигуры, преимущественно геометрические, и с тех пор эта пластическая тема варьировалась им в течение всей его творческой жизни. Художник жил на Арбате и любил рисовать дворы и переулки. Его рисунки абсолютно классичны и напоминают работы старых мастеров при всей современности ощущения и видения.
Как нельзя более точно Вейсберга охарактеризовал Владимир Немухин в своих «Монологах»:
«Кандинский писал, что белое, так часто определяемое как „некраска“ (особенно благодаря импрессионистам, для которых „нет белого в природе“), есть как бы символ мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Потому и действует белое на нашу психику, как молчание такой величины, которое для нас „абсолютно“. <…> Вейсберг всю свою жизнь упорно стремился к овладению тайной белизны — откуда идет Великое Молчание, подобное в материальном изображении холодной, в бесконечность уходящей стене, которую ни перейти, ни разрушить, — и под конец постиг её.
Вейсберг был человеком душевно больным, и в этом смысле его страдания сродни тем состояниям, которые переживал Владимир Яковлев и Анатолий Зверев. Эти три гениальных шизофреника утвердили в „здоровом“ советском обществе право на болезнь как способ постижения бытия».
С 1943 по 1948 год учился в студии ВЦСПС у художника С. Н. Ивашева-Мусатова, позднее посещал мастерскую А. А. Осмеркина. Посещал «домашнюю академию» В. Я. Ситникова.
С 1959 по 1984 год преподавал живопись в студии Института повышения квалификации Союза архитекторов СССР,
с 1964 по 1966 преподавал на Курсах телевидения Москвы.
С 1961 года — член Союза художников СССР. Участник группы «Восемь». Первая персональная выставка в СССР состоялась уже после кончины художника — в 1988 году. Большая часть работ Вейсберга находится за границей в частных собраниях.
Владимир Григорьевич Вейсберг умер в Москве 1 января 1985 года.
Похоронен в Москве, на Введенском кладбище, участок № 11.
Творчество
Художник добивался, по его выражению, «невидимой живописи», получившей название «белое на белом». «Белое на белом» не отрицает наличия цвета: у Вейсберга «белое» состоит из множества едва различимых «частиц» цвета. Художник говорил: «Гармония — некий однородный свет, ощущаемый постепенно сквозь (через) конструкцию. Этот свет за пределами наших чувств. Когда он заторможен нашими ограниченными органами чувств, его ощущают, не понимая его». Свет для живописца не имеет ничего общего с освещением предметов, он как бы возникает изнутри картины. С 1962 года Вейсберг начал писать гипсовые фигуры, преимущественно геометрические, и с тех пор эта пластическая тема варьировалась им в течение всей его творческой жизни. Художник жил на Арбате и любил рисовать дворы и переулки. Его рисунки абсолютно классичны и напоминают работы старых мастеров при всей современности ощущения и видения.
Как нельзя более точно Вейсберга охарактеризовал Владимир Немухин в своих «Монологах»:
«Кандинский писал, что белое, так часто определяемое как „некраска“ (особенно благодаря импрессионистам, для которых „нет белого в природе“), есть как бы символ мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Потому и действует белое на нашу психику, как молчание такой величины, которое для нас „абсолютно“. <…> Вейсберг всю свою жизнь упорно стремился к овладению тайной белизны — откуда идет Великое Молчание, подобное в материальном изображении холодной, в бесконечность уходящей стене, которую ни перейти, ни разрушить, — и под конец постиг её.
Вейсберг был человеком душевно больным, и в этом смысле его страдания сродни тем состояниям, которые переживал Владимир Яковлев и Анатолий Зверев. Эти три гениальных шизофреника утвердили в „здоровом“ советском обществе право на болезнь как способ постижения бытия».