Главная Войти О сайте

Владимир Вейсберг

Владимир Вейсберг

Российский художник и теоретик искусства
Дата рождения: 07.06.1924
Гражданство: Россия
Сын педагога и психолога Г. П. Вейсберга (1884—1942). Мать, Мария Яковлевна, из сибирской семьи Бурцевых, — библиотекарь в Институте труда и гигиены.

С 1943 по 1948 год учился в студии ВЦСПС у ху­дожника С. Н. Ивашева-Муса­това, позднее посещал мастер­скую А. А. Осмеркина. Посещал «домашнюю академию» В. Я. Ситникова.

С 1959 по 1984 год преподавал живопись в студии Института повыше­ния квалификации Союза ар­хитекторов СССР,

с 1964 по 1966 преподавал на Курсах телевидения Москвы.

С 1961 года — член Союза художников СССР. Участник группы «Восемь». Первая персональ­ная выставка в СССР состоялась уже после кончины художника — в 1988 году. Большая часть работ Вейсберга находится за грани­цей в частных собраниях.

Владимир Григорьевич Вейсберг умер в Москве 1 января 1985 года.

Похоронен в Москве, на Введенском кладбище, участок № 11.

Творчество



Художник добивался, по его выражению, «невидимой живописи», получившей название «белое на белом». «Белое на белом» не отрицает наличия цвета: у Вейсберга «белое» со­стоит из множества едва разли­чимых «частиц» цвета. Ху­дожник говорил: «Гармония — некий однородный свет, ощу­щаемый постепенно сквозь (че­рез) конструкцию. Этот свет за пределами наших чувств. Ког­да он заторможен нашими ог­раниченными органами чувств, его ощущают, не понимая его». Свет для живописца не имеет ничего общего с освещением предметов, он как бы возника­ет изнутри картины. С 1962 года Вейсберг начал писать гипсо­вые фигуры, преимущественно геометрические, и с тех пор эта пластическая тема варьирова­лась им в течение всей его творческой жизни. Художник жил на Арбате и любил рисовать дворы и пере­улки. Его рисунки абсолютно классичны и напоминают рабо­ты старых мастеров при всей современности ощущения и видения.

Как нельзя более точно Вейсберга охарактеризовал Владимир Немухин в своих «Монологах»:

«Кандинский писал, что белое, так часто определяемое как „некраска“ (особенно благодаря импрессионистам, для которых „нет белого в природе“), есть как бы символ мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Потому и действует белое на нашу психику, как молчание такой величины, которое для нас „абсолютно“. <…> Вейсберг всю свою жизнь упорно стремился к овладению тайной белизны — откуда идет Великое Молчание, подобное в материальном изображении холодной, в бесконечность уходящей стене, которую ни перейти, ни разрушить, — и под конец постиг её.

Вейсберг был человеком душевно больным, и в этом смысле его страдания сродни тем состояниям, которые переживал Владимир Яковлев и Анатолий Зверев. Эти три гениальных шизофреника утвердили в „здоровом“ советском обществе право на болезнь как способ постижения бытия».

© БиоЗвёзд.Ру