|
Яков ДрускинРусский философ, литератор, теолог, искусствовед.
Гражданство: Россия
|
- Биография Якова Семеновича Друскина
- Литературная и философская деятельность
- Концепции времени и диалога
- Забота об архиве "чинарей" и "обэриутов"
- Семья и наследие
Биография Якова Семеновича Друскина
Ранняя жизнь и образованиеЯков Семенович Друскин родился 15 июля 1902 года в Екатеринославе (ныне Днепр, Украина). Его отец Семён Львович был врачом и членом есеровской партии, а мать Елена Савельевна посвятила себя воспитанию детей.
В 1919 году Друскин поступил на исторический факультет Педагогического института им. А. И. Герцена, но вскоре перевёлся на философское отделение факультета общественных наук Петроградского университета. Именно там его учителем стал выдающийся русский философ Николай Онуфриевич Лосский.
Литературная и философская деятельность
В 1920-30-х годах Друскин активно участвовал в эзотерических содружествах "Чинари" и ОБЭРИУ. На встречах этих кружков поэтов, писателей и философов обсуждались вопросы смысла жизни, абсурда и времени.
Несмотря на близость к ОБЭРИУ, Друскин не был формальным членом этого объединения. Он входил в содружество "чинарей" вместе с Александром Введенским, Львом Липавским, Николаем Олейниковым и Даниилом Хармсом.
В своём философском творчестве Друскин не придерживался какого-либо конкретного направления. Его работы охватывают феноменологическую, экзистенциальную и диалогическую проблематику.
Концепции времени и диалога
Одной из ключевых концепций Друскина была идея "одностороннего синтетического тождества", согласно которой жизнь тождественна мысли о ней, но мысль о жизни не тождественна жизни.
Друскин также разработал феноменологическую концептуализацию времени, разделив его на микро- и макрофеноменологию. Микрофеноменология анализирует чистое прошлое и будущее, в то время как макрофеноменология изучает их взаимодействие в человеческом сознании.
Для Друскина естественное состояние межличностного общения выражается формулой "я - ты", но он также подчёркивал необходимость признания вечности и абсолютности отношений между людьми.
Забота об архиве "чинарей" и "обэриутов"
После смерти Д. И. Хармса в 1942 году Друскин совместно с Мариной Малич обнаружил и сохранил архив произведений "чинарей" и "обэриутов". Он завещал передать большую часть этого архива в Российскую национальную библиотеку, а другую часть - в Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский Дом).
Семья и наследие
Брат Друскина Михаил Семёнович был музыковедом, а сестра Лидия Семёновна - физиком и издателем посмертных работ Якова Семёновича.
Творческое наследие Друскина остается актуальным и сегодня. Его работы по философии времени и диалога высоко ценятся исследователями, а сохранение архива "чинарей" и "обэриутов" стало бесценным вкладом в русскую литературу.