Главная Войти О сайте

Юрий Озеров

Юрий Озеров

Народный артист СССР
Дата рождения: 26.01.1921
Гражданство: Россия

Семья Озеровых относится к столичной артистической интеллигенции. Отец знаменитого режиссера, Николай Николаевич, был выдающимся тенором Большого театра, народным артистом и известным педагогом. Мать, Надежда Ивановна, происходила из дворянского рода, была актрисой, но оставила сцену ради семьи и детей. Всем болельщикам страны были хорошо известны интонации и вошедшие в поговорки фразы спортивного комментатора, теннисиста и актера Николая Николаевича Озерова, младшего брата Юрия. В доме Озеровых бывали выдающиеся деятели искусства, часто происходили домашние концерты. Вопреки семейным традициям, у Юрия проявился талант не к музыке или пению, а к рисованию. Он окончил художественную школу, но решил все-таки посвятить себя не живописи, а сцене. В 1939 году Юрий Озеров стал студентом режиссерского факультета Института театрального искусства им. Луначарского (впоследствии переименованного в ГИТИС). Однако учиться ему довелось недолго. Юрий был призван в армию и служил рядовым связистом, а с началом войны был прикомандирован к Генеральному штабу. После окончания краткосрочных офицерских курсов при Академии им. Фрунзе он получил первое офицерское звание. Юрий Озеров принимал участие в битве под Москвой, в составе 1 и 4 Украинских фронтов дошел до Карпат, затем воевал в Польше (2 и 3 Белорусский фронты), в звании майора, принимал участие в штурме Кенигсберга. По словам Озерова, во время боя за Кенигсберг он дал себе слово: когда-нибудь снять кино обо всем увиденном и пережитом.

Возвратившись в студенческую аудиторию, майор Озеров увидел вчерашних школьников, смотревших на мир совершенно по-другому, чем он. Переход с режиссерского на театроведческий факультет ничуть не улучшил эту ситуацию. После недолгих размышлений Озеров поступил во ВГИК на курс И. Савченко. Выпускники этого курса стали гордостью советского кинематографа: среди соучеников Ю. Озерова были Александр Алов, Владимир Наумов, Марлен Хуциев, Сергей Параджанов. Именно этому поколению довелось открыть новую страницу отечественного кино. 'Тени забытых предков', 'Весна на Заречной улице', 'Застава Ильича', 'Легенда о Тиле', 'Бег', 'Тегеран-43' - эти и другие фильмы учеников Савченко можно охарактеризовать как поиски своего стиля и индивидуального художественного взгляда. В отличие от них, творческая манера Озерова была консервативной и достаточно монументальной. Окончив ВГИК в 1951 году, Ю. Озеров стал работать на студии Мосфильм. В 1952 году он дебютировал видовым фильмом о Никитском ботаническом саде, снятым на редкую по тем временам цветную пленку В 1953 году молодой режиссер снял документальную ленту о цирке 'Арена смелых', получившую приз на Венецианском фестивале. Далее последовал фильм-концерт ' В праздничный вечер', в котором принимали участие легендарные исполнители того времени (Ойстрах, Рихтер, Коган и др.). Первым игровым фильмом Ю.Озерова стал 'Сын' (1955) с восходящей звездой Леонидом Харитоновым, в 1958 году вышла картина 'Кочубей', посвященная событиям Гражданской войны, а в 1959 – советско-албанский фильм 'Фуртуна', действие которого разворачивалось в Албании времен Второй мировой войны. Особняком в этом ряду стоит советско-чехословацкая лента 'Большая дорога' (1962 г.), посвященная Ярославу Гашеку и снятая в типичной для этого писателя гротескно-иронической манере.

Все эти ленты были лишь прологом к тем фильмам Юрия Озерова, которые принесли ему всемирную славу. Толчком к их созданию стал лауреат премии Оскара-1963 американский фильм 'Самый длинный день', рассказывавший о Втором фронте без упоминания событий, происходивших к востоку от него. После разговора в Политбюро Озеров получил госзаказ на создание цикла фильмов, посвященных победе СССР над фашизмом. Шестисерийная эпопея создавалась по сценариям Ю. Бондарева и О. Курганова при участии кинематографистов многих стран. Первый фильм, 'Огненная дуга' (1970), был посвящен Курской битве (хотя и снимался под Переяславом-Хмельницким). Одновременно с ним был показан и второй фильм эпопеи,'Прорыв', описывающий события войны от операции под Харьковом до Тегеранской конференции. Следующие три части 'Освобождения', вышедшие в прокат в 1971 году, были посвящены операции 'Багратион', битве под Берлином и последним дням войны. И в те времена, и в наши дни Ю. Озерова обвиняют в излишней пафосности и официозе. Однако при этом следует учитывать, что у монументального жанра имеются свои особенности. Невозможно также отрицать, что в своей киноэпопее Юрий Николаевич впервые отошел от сложившихся штампов и сумел избежать плакатности и шаржирования. В эпопее детально представлен образ Сталина, впервые (хотя и в эпизоде) показан Власов, достоверно изображены Гитлер, Мусс олини и другие исторические персоналии, а роль Жукова (в те времена еще находившегося в опале) стала своеобразной визитной карточкой Михаила Ульянова.

Продолжая военную тематику, в 1976 году Ю.Н.Озеров снял фильмы 'Солдаты свободы', рассказывающий об освобождении стран Европы от фашизма, 'Битва за Москву' (1985) и 'Сталинград' (1989), а также телесериал о Второй мировой воне 'Трагедия века' (1993). Особняком среди военных картин знаменитого режиссера стоит лента 'Ангелы смерти' (1993) – история фронтовой любви на фоне сражений. Кроме того, следует отметить два снятых Озеровым документальных фильма – о Спартакиаде -1979 ('Баллада о спорте') и об Олимпиаде-80 ('О спорт, ты мир'). Последней работой режиссера стал документально-художественный фильм 'Великий полководец Жуков' (1995), основанный на материалах его предыдущих работ. Юрий Николаевич Озеров ушел из жизни 15 октября 2001 года. Он покоится на Введенском кладбище Москвы.




© БиоЗвёзд.Ру