![]() |
Юрий ЮрьевАктер
Дата рождения: 15.01.1872
Гражданство: Россия |
- Начало артистического пути
- Александринский театр
- Сотрудничество с Мейерхольдом
- Работа в других театрах
- Собственный театр и работа в БДТ
- Возвращение в Александринский театр
- Последние годы
Начало артистического пути
Юрий Михайлович Юрьев, великий русский актер, родился 3 (15) января 1872 года в Москве. Он вырос в литературно-театральной среде, под опекой своего дяди Сергея Андреевича Юрьева, переводчика и театрального критика.
В 1889 году Юрьев поступил в Московское филармоническое училище, где учился в классе Александра Ивановича Южина, известного актера Малого театра. Будучи студентом, он участвовал в студенческих спектаклях, где блестяще исполнял роли в пьесах Крылова, Хмельницкого, Шпажинского и Билибина.
Затем Юрьев перешел на драматические курсы Московского театрального училища, где обучался у выдающегося педагога Аристарха Петровича Ленского. Во время учебы на курсах он дебютировал в 1892 году на сцене Малого театра в спектакле Ибсена "Северные богатыри". Его выступление произвело неизгладимое впечатление на зрителей, коллег и критиков.
Александринский театр
Однако его мечта о постоянной работе в Малом театре была прервана в 1893 году, когда Юрьев по указанию сверху был переведен на службу в Александринский театр в Санкт-Петербурге. В Александринке он прослужил без перерывов до 1917 года.
Первые годы работы в Александринском театре были для Юрьева периодом интенсивной работы и освоения широкого репертуара. Он сыграл десятки ролей в пьесах классиков и современных драматургов, включая Милона ("Недоросль"), Лаэрта ("Гамлет"), Молчалина и Чацкого ("Горе от ума"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Фауста ("Фауст") и других.
Сотрудничество с Мейерхольдом
Творческая судьба Юрьева кардинально изменилась с приходом в Александринский театр Всеволода Мейерхольда. Будучи блестящим режиссером-экспериментатором, Мейерхольд открыл в Юрьеве незаурядные артистические способности.
В постановках Мейерхольда Юрьев сыграл ряд знаковых ролей, которые стали вершинами его творчества: Марк ("Шут Тантрис"), Дон Жуан ("Дон Жуан"), Кречинский ("Свадьба Кречинского"), Арбенин ("Маскарад"). В этих ролях Юрьев продемонстрировал мастерство стилизации и тонкое понимание психологической природы своих персонажей.
Работа в других театрах
Помимо Александринского театра, Юрьев выступал и на других театральных подмостках. Он создал выдающиеся образы в таких пьесах, как "Старый Гейдельберг", "Коварство и любовь", "На всякого мудреца довольно простоты", "Уриэль Акоста", "Разбойники", "Эрнани", "Маскарад" и другие.
Собственный театр и работа в БДТ
В 1918 году Юрьев создал в Петрограде "Театр трагедии", где поставил спектакль "Царь Эдип". Этот театр был призван возродить величие греческой трагедии. Затем Юрьев принял участие в создании Большого драматического театра (БДТ) и стал его одним из ведущих актеров. В БДТ он сыграл несколько своих лучших ролей, включая Маркиза Позу ("Дон Карлос"), Макбета ("Макбет"), Отелло ("Отелло") и Короля Лира ("Король Лир").
Возвращение в Александринский театр
В 1922 году Юрьев вернулся в бывший Александринский театр, который к тому времени стал Академическим театром драмы имени А.С. Пушкина. Он был художественным руководителем театра и сыграл ряд важных ролей, в том числе Роберта Чильтерна ("Идеальный муж"), Бориса Годунова ("Царь Федор Иоаннович"), Сарданапала ("Сарданапал") и Дантеса ("Пушкин и Дантес").
Последние годы
В последние годы жизни Юрьев активно выступал на эстраде и в кино. Он также преподавал драматическое искусство и написал несколько книг о своей профессии. Великий актер ушел из жизни 13 марта 1948 года в Ленинграде.