Главная Войти О сайте

Александр Кошелев

Александр Кошелев

Известный публицист и общественный деятель, славянофил.
Дата рождения: 21.05.1806
Гражданство: Россия
Отец его, Иван Родионович Кошелев, учившийся в Оксфордском университете, понравился князю Потемкину, который возвел его в генерал-адъютанты. Екатерина, заметившая ум и красоту молодого Кошелева, однажды призвала его к себе. Этого было достаточно, чтобы Потемкин командировал его во внутренние губернии, откуда он более в Петербург не возвращался.Выйдя в отставку при Павле, он поселился в Москве, где слыл под именем «либерального лорда» и пользовался всеобщим уважением; он живо интересовался науками и особенно любил историю.Мать Александра Кошелева, Дарья Николаевна Дежарден, дочь французского эмигранта, была умная и образованная женщина. От родителей Кошелев и получил первоначальное образование.В Москве, вместе с Киреевскими, Кошелев брал уроки у Мерзлякова, а у Шлецера-сына учился политическим наукам. В 1821 г. Кошелев поступил в Московский университет, но скоро оставил его, вследствие требования ректора, чтоб студенты слушали по восьми предметов, так как из этих обязательных лекций не все были ему интересны.СПАСЕНИЕ ФРАНТИШКИ. 1995. A. Kuprin В 1822 году он поступил на службу в московский архив министерства иностранных дел. Между товарищами Кошелева были князь В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, С. П. Шевырев и другие. Начальником архива был Малиновский, заставивший так называемых «архивных юношей» описывать по годам дипломатические сношения с тем или другим государством. Кошелев обработал сношения с Турцией. Князь Одоевский ввел Кошелева в литературный кружок Раича. Вскоре некоторые члены кружка, в том числе и Кошелев, с Одоевским во главе, отделились от кружка, составили «Общество любомудрия» и начали издавать «Мнемозину» — первый в России журнал философского направления.Декабрьские события 1825 побудили Общество прекратить свое существование. В 1827 Кошелев у постели умирающего Веневитинова сошёлся с Хомяковым, сильно повлиявшим на его мировоззрение: Кошелев скоро стал славянофилом. В 1826 году Кошелев переехал в Петербург, где служил в департаменте иностранных исповеданий и делал (1827—1831) выписки из иностранных газет для императора Николая. Кошелев жил в доме своего дяди, известного мистика Р. А. Кошелева; к этому периоду относится эпизод его несчастной любви к А. О. Россетти, впоследствии Смирновой. В 1831 году Кошелев поехал за границу, познакомился с Гёте, с экономистом Росси и другими знаменитостями и задумал основать не осуществившееся и довольно туманное по задачам общество противодействия русской лени.Возвратясь в Москву, Кошелев недолго служил советником губернского правления, затем купил имение (40 тыс. десятин земли) в селе Песочня, Сапожковского уезда Рязанской губернии и, переселившись туда, ввёл мирское управление: мир выбирал старосту, которому вместе с миром был предоставлен суд, а также раскладка податей. В имении Кошелев завёл несколько школ. Имея многоотраслевое хозяйство, применял сеялки и другие машины, местные породы скота заменял высокопродуктивными породами. Находившийся в имении винокуренный завод вовлек Кошелева в откупные операции, которые в то время не считались занятием неприличным. Откуп Кошелев держал до 1848 г.: практика убедила его в неудобстве этого способа ведения дела, и он представил министру финансов записку о замене откупной системы введением акцизного сбора. Записке этой не было дано хода. Как сапожковский уездный предводитель дворянства, Кошелев неутомимо преследовал злоупотребления крепостного права, не отступая перед борьбой с самыми влиятельными и богатыми помещиками. Чтение святого Писания и творений отцов церкви навело Кошелева на мысль о необходимости безусловного уничтожения крепостного права. Опровергая Киреевского, который в своем отвлеченном настроении оставался чужд общественным вопросам, Кошелев говорил в своих «Записках»: «Вникая в учение Христово, я все более и более убеждаюсь, что братство есть основа всех его правил». В «Земледельческой Газете» 1847 г. появилась статья Кошелева: «Добрая воля сильнее неволи», предлагавшая освобождать дворовых людей, заключая с ними условия на основании указа 1842 г. Но Кошелев не мог высказать главной своей мысли — об освобож

дении крестьян с землею, основанной на том, что помещики в России никогда не имели права собственности на землю, а только право пользования, под контролем правительства. В 1847 г. Кошелев обратился к рязанскому дворянству с предложением испросить дозволение на составление комитета по улучшению быта крестьян; такая же мысль зародилась в Москве у Д. Н. Свербеева, и между обоими деятелями завязалась оживленная переписка. Встретив сопротивление губернского предводителя, Кошелев обратился в 1850 г. к министру внутренних дел Перовскому, но предложение его было отвергнуто. Подобно первым славянофилам, Кошелев признавал единственно возможною в России формою правления самодержавие, но считал необходимым участие общества, в совещательной форме. Зиму Кошелев проводил в Москве, лето — в деревне. Занятия хозяйством сблизили его с лебедянским обществом сельского хозяйства, в трудах которого он принял серьёзное участие, но скоро разочаровался: «у нас нет общества, а есть только лица», говорил он. Во время Крымской войны Кошелев составил записку о финансах, которую подал новому государю. Он предлагал не прибегать для продолжения войны к новым налогам и внутренним и внешним займам, а обратиться к добровольным пожертвованиям, для чего сделать воззвание к патриотизму страны и созвать её представителей, которые решили бы, в какой мере возможны пожертвования от каждого сословия.

© БиоЗвёзд.Ру