Главная Войти О сайте

Александр Москалев

Александр Москалев

Советский авиаконструктор, профессор (1941), кандидат технических наук (1950), полковник-инженер.
Гражданство: Россия

Александр Сергеевич Москалев (1904—1982) — советский авиаконструктор, профессор (1941), кандидат технических наук (1950), полковник-инженер.

После окончания Ленинградского государственного университета(1928) работал на заводе «Красный летчик», где была построена его летающая лодка МУ-3.

С 1932 года заместитель начальника ОКБ Воронежского авиационного завода. В 1930—1945 году разработал свыше 35 проектов и построил 23 типа легких самолетов. На самолетах Москалева установлен ряд рекордов дальности и продолжительности полета. Во время войны занимался проектированием и производством воздушно-десантной техники. С 1948 года на преподавательской работе в Ленинградской военно-инженерной академии им. А. Ф. Можайского.

Автор 35 конструкций и модификаций летательных аппаратов, родоначальник стреловидной формы дельта-крыла, давшей резкий толчок развитию реактивной сверхзвуковой авиации. Создатель уникальных по своим ЛТХ самолетов САМ-5, САМ-7, САМ-10, САМ-13 и т. д.

Группа оригинальных авиационных конструкций созданных им, остается во многом непревзойденной до сих пор (на 2007 г.) по соотношению ЛТХ/мощность моторов (а соответственно и по экономичности). К ним относятся САМ-5 (несколько вариантов; первый появился в 1933 г.), «Сигма» САМ-4 («Сумма»; расчетная скорость с двумя моторами М-34 — 900 км/ч; существовал только проект 1933—1934 гг.), САМ-6 (свободнонесущий низкоплан с трапециевидным крылом и одноколесным шасси), САМ-7 (двухместный бесхвостовый истребитель сопровождения, построен в 1935 г., расчетная скорость — 600+ км/ч), самолет "Стрела" (1937 г.) с крылом свехмалого удлинения и весьма высокой стреловидности (в мировой авиации такие показатели крыла самолета появились только в 1950-е), САМ-10 — легкий деревянный пассажирский самолет, непревзойденный в классе легких самолетов и через 70 лет после своего создания (государственные испытания прошли в 1938 г.), учебный самолет-амфибия САМ-11, учебный самолет САМ-12, САМ-13 — один из лучших предвоенных советских истребителей, САМ-14, САМ-16, САМ-25, проект истребителя РМ-1 и ряд других.

Ни один из них не пошел в сколько-нибудь значительную серию, и не повлиял сколько-нибудь значительно на развитие отчественной или мировой авиации. Однако sub speciae aeternitatis это свидетельствует не столько о каких-либо проблемах самолетов Москалева, сколько о проблемах отечественной и мировой авиации.

© БиоЗвёзд.Ру