Главная Войти О сайте

Анна Каплан

Анна Каплан

Советский офтальмолог и психолог.
Дата рождения: 30.01.1922
Гражданство: Россия

А.И. Каплан родилась 30 января 1922 г. Окончила Московский медицинский институт. С 1945 г. работала на кафедре глазных болезней Московского медицинского института. В 1951 г. защищает диссертацию на учёную степень кандидата медицинских наук. Работает во врачебно-физкультурном диспансере. С 1961 г. становится научным сотрудником Научно-исследовательского института дефектологии. В 1975 г. защищает диссертацию на учёную степень доктора психологических наук по теме «Особенности цветового зрения при основных клинических формах детской слепоты». Умирает в Москве в 1983 г.Исследования А.И. Каплан проводились в трёх направлениях'. Первое это установление основных клинических форм детской слепоты. Второе направление касается изучения свойств остаточного зрения с целью установления возможностей его использования и развития в условиях школ слепых. Характеризуя остаточное зрение слепых, А.И. Каплан выделила три особенности клинических форм детской слепоты. Первая связывается ею с вовлечением в патологический процесс не только тканей глаза, но и многих других структур зрительной системы. Вторая особенность детской слепоты связана с сочетанием нарушений зрительной системы с появлением форменного зрения, когда зрительные раздражения становятся способными выполнять сигнальную функцию. Третья особенность касается функционального состояния зрительной системы, а именно сохранившегося форменного зрения. А.И. Каплан отмечала, что форменное зрение детей чрезвычайно неустойчиво и подвержено в период до 13-15 лет изменениям как в сторону улучшения, так и ухудшения. Ею выделены изменения, связанные с лечением или обострением патологических процессов и более стойкие, влияющие на позицию ребёнка в отношении типа его реабилитации и адаптации в окружающем. Наличие многообразных изменений ахроматического центрального и периферического зрения в сочетании с разными формами цветового зрения позволило А.И. Каплан утверждать, что остаточное зрение нельзя рассматривать, как крайнюю степень ослабления нормального зрения. А.И. Каплан писала об остаточном зрении « 'Это совершенно иное зрение, с другими характеристиками, варьирующимися при различных клинических формах детской слепоты». Особенностью остаточного зрения является неравнозначность нарушения различных зрительных функций, лабильность, неустойчивость, наступление быстрого утомления. Выделенные три формы остаточного зрения характеризуют возможности функционирования остаточного зрения, зависящие от наличия всех, хотя и изменённых характеристик зрительного восприятия в первой форме, до значительного снижения возможностей функционирования остаточного зрения с выпадением цветоразличения, концентрическим сужением поля зрения и т.д. – во второй и третьей формах остаточного зрения. Выделенные А.И. Каплан формы функционирования остаточного зрения позволяют говорить о том, что у детей снижаются количественные возможности восприятия объектов и их признаков при снижении остроты зрения, об изменении самого процесса восприятия, особенно ещё и при сужении поля зрения, об отсутствии возможности восприятия цветовых качеств объектов. Соответственно особенностям остаточного зрения вопрос о его охране ставится А.И. Каплан как разработка комплекса лечебно-профилактических, гигиенических и педагогических мероприятий, облегчающих работу глубоко повреждённой зрительной системы и создающих условия для развития остаточных зрительных функций у слепых учащихся. Особенно значимым является фундаментальное исследование А.И. Каплан состояния цветового зрения у детей с глубокими поражениями зрительной системы. На основе значительного экспериментального материала ею предложены критериальные коэффициенты состояния цветового зрения у учащихся школ слепых – коэффициент спектральной чувствительности, коэффициент чувствительности по яркости, а также коэффициент устойчивости цветоразличения. С учётом величин этих коэффициентов, полученных в исследовании, введена классификация, предусматривающая три формы остаточного цветового зрения. А.И. Каплан разработала новые экспериментальные таблицы, позволяющие исследовать цветоощущение при низком фо



рменном зрении. Третье направление исследований А.И. Каплан включает цикл работ по созданию системы коррекционной работы, направленной на формирование и развитие зрительного восприятия при остаточном зрении. Работы А.И. Каплан значимы для психофизиологии, тифлопсихологии и тифлопедагогики.

© БиоЗвёзд.Ру