|
Борис АсафьевКомпозитор
Дата рождения: 17.07.1884
Гражданство: Россия |
- Жизнь и карьера композитора и музыковеда
- Периодическая печать и преподавание
- Исследования русской музыки
- Блокада Ленинграда и исследования по музыке
- Пропаганда творчества Прокофьева и Стравинского
- Теория музыки и наследие
- Кончина
Жизнь и карьера композитора и музыковеда
Рождение и образованиеБорис Владимирович Асафьев родился 17 июля 1884 года в Санкт-Петербурге. Он получил образование в историко-филологическом факультете Петербургского университета (1908) и консерватории (1910), где обучался композиции у Александра Лядова вместе со своими будущими коллегами Сергеем Прокофьевым и Николаем Мясковским.
Периодическая печать и преподавание
С 1914 года Асафьев активно публиковался в журналах и газетах. В 1919-1930 годах он работал в Ленинградском институте истории искусств. С 1925 года он был профессором Ленинградской консерватории.
Исследования русской музыки
1920-1930-е годы стали периодом творческого расцвета Асафьева в области исследований русской музыки. Он написал такие крупные работы, как "Симфонические этюды" (1922), "Письма о русской опере и балете" (1922) и "Русская музыка от начала XIX столетия" (1930). Он также посвятил монографии и статьи многим выдающимся русским композиторам, включая Глинку, Мусоргского, Чайковского и Глазунова.
Блокада Ленинграда и исследования по музыке
Во время блокады Ленинграда Асафьев написал обширный цикл работ под названием "Мысли и думы", в котором рассматривал русскую музыку в контексте отечественной культуры и истории. Он также создал цикл очерков о русской живописи, опубликованный в 1966 году.
Пропаганда творчества Прокофьева и Стравинского
Как близкий друг Прокофьева, Асафьев стал одним из первых пропагандистов его творчества еще в дореволюционный период. Он написал первую работу о Игоре Стравинском в конце 1920-х годов.
Теория музыки и наследие
Исследование Асафьева "Музыкальная форма как процесс" (1930 и 1947) стало важным вкладом в теорию музыки. Он изложил теорию интонации и определил музыку как "искусство интонируемого смысла". Композиторское наследие Асафьева включает 28 балетов, 11 опер, 4 симфонии и множество других сочинений.
Кончина
Борис Асафьев умер в Москве 27 января 1949 года. Его музыковедческие труды изданы в пятитомнике "Избранные труды", но часть его наследия еще не опубликована.