Главная Войти О сайте

Дмитрий Гробов

Дмитрий Гробов

Моряк-контрактник, обвиняемый по делу об аварии на АПЛ "Нерпа"
Дата рождения: 04.01.1984
Гражданство: Россия
Дмитрий Михайлович Гробов родился 4 января 1984 года в селе Магинск Караидельского района республики Башкирия. 17 ноября 2002 года был призван в армию, направлен служить во флот. По окончании срочной службы Гробов остался служить подводником по контракту, и через некоторое время стал членом команды спущенной на воду в 2006 году атомной подводной лодки (АПЛ) "Нерпа" (сослуживцы Гробова впоследствии упоминали, что знают его с 2005 года). Сообщалось также, что до этого он какое-то время служил на Камчатке, однако где и когда именно, не уточнялось. В 2008 году Гробов упоминался в прессе как гвардии старшина второй статьи.

В конце октября 2008 года в российских водах Японского моря началось проведение ходовых испытаний АПЛ "Нерпа". 8 ноября 2008 года в жилом отсеке лодки сработала система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), в результате чего произошел выброс фреона. Его попадание в легкие людей, находившихся в отсеке, стало причиной смерти 20 человек, среди которых было 3 военнослужащих и 17 гражданских лиц, еще 21 человек был госпитализирован с химическим отравлением.

13 ноября был арестован машинист трюмной группы Дмитрий Гробов, которого подозревали в том, что именно он включил систему пожаротушения на "Нерпе". Во время произошедшего инцидента Гробов вместе с двумя другими членами экипажа стоял на вахте. В прессе сообщалось также, что вместе с Гробовым был задержан другой вахтенный - Алексей Васильев, однако Следственный комитет при Генеральной прокуратуре РФ (СКП РФ) опроверг эту информацию и сообщил, что все, кроме Гробова, проходят по делу об аварии на подводной лодке как свидетели. 24 ноября 2008 года в отношении Гробова было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 109 Уголовного кодекса РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам).

Подводники и эксперты высказывали сомнения в том, что один человек мог бы по неосторожности или незнанию запустить систему ЛОХ и называли в качестве наиболее вероятной причины аварии сбой в электронной системе управления. Тем не менее, Гробов в ноябре 2008 года признал себя виновным и сообщил следствию, что запустил систему пожаротушения "из личного любопытства". Однако в экипаже подлодки никто в эту версию не поверил: сослуживцы контрактника сочли, что признательные показания тот дал под давлением.

Официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин отмечал, матрос Гробов запустил систему пожаротушения " на "Нерпе" без всякого на то основания". Однако в том же месяце газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники, близкие к следствию, сообщила, что контрактник произвел несанкционированную калибровку датчика температуры воздуха, находящегося во втором отсеке лодки, в результате чего система и запустила фреон. При этом бывшие подводники предположили, что Гробов произвел калибровку по приказу кого-то из командования. Кроме того, отмечалось в материале газеты, доступ к системам управления на тот момент был у всех, кто находился на борту АПЛ, поскольку код доступа к пульту управления был написан на нем карандашом.

В начале декабря 2008 года представители ОАО "Амурский судостроительный завод " обнародовали данные, полученные госкомиссией, расследовавшей причины аварии на атомной подводной лодке "Нерпа". В частности, было уточнено, что система пожаротушения сработала не из-за того, что Гробов произвел калибровку датчика температуры, а из-за того, что матрос включил сигнальный ревун. Начальник пресс-службы завода Марина Радеева указывала, что для этого Гробов "выполнил все восемь требуемых операций, не осознавая, к чему это приведет". По ее словам, матросу "не хватило знаний и квалификации", чтобы понять, что после включения ревуна, согласно конструкции системы ЛОХ, начнется подача газа в отсеки. Радеева также сообщила, что Гробов сам признался в том, что включил ревун для того, чтобы позвать вахтенного из другого отсека. Она также отмечала, что, по словам свидетелей ЧП, именно контрактник подал команду надеть портативные дыхательные аппараты и принял активное участие в спасении пострадавших.

Еще в ноябре 2008 года высказывалось предположение, что газ, который использовался в системе пожаротушения подлодки, не был фреоном (или, по крайней мере, не был фреоном в чистом виде). В начале декабря главный инженер Амурского судостроительного завода Александр Меринов заявил, что в систему пожаротушения была закачана смесь фреона и ядовитого вещества тетрахлорэтилена - вместо смеси фреона и малотоксичного тетрафтордибромэтана. Установить производителя смеси не удалось и к февралю 2009 года - по словам представителей руководства завода, сделать это было невозможно, поскольку "фреон для "Нерпы" закупался через посредников.

В 2009 году Гробов прошел психиатрическую экспертизу и был признан вменяемым.

В январе 2010 года в деле "Нерпы" появилось два новых обвиняемых: командир подлодки капитан первого ранга Дмитрий Лаврентьев и бывший командир бригады, в которую входила лодка, капитан первого ранга Сергей Захарченко. Им предъявили обвинение по части 3 статьи 293 УК РФ ("халатность") - в вину офицерам вменялась плохая подготовка подчиненных. Впоследствии обвинения с Захарченко были сняты.

Отмечалось, что несмотря на обвинения, Гробов и Лаврентьев продолжали служить во флоте, при этом Лаврентьев - все так же на "Нерпе", Гробов же продолжил службу по контракту на Камчатке под подпиской о невыезде.

В конце марта 2011 года дела Гробова и Лаврентьева были переданы в суд. В апреле того же года обвинение в отношении Лаврентьева было переквалифицировано: ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий - смерти по неосторожности двух и более лиц (пункт "в" статьи 286 УК РФ). Старшина Гробов в результате был обвинен по двум статьям - часть 3 статьи 109 УК РФ ("причинение вреда по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей смерти двум и более лицам") и части 2 статьи 118 УК РФ ("причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности"). Сам офицер своей вины не признавал, а его адвокат указывал, что истинной причиной аварии стало "бессовестное воровство государственных средств при строительстве АПЛ".

В апреле 2011 года было объявлено, что дело об аварии подводной лодке "Нерпа" будет рассматривать суд присяжных. Моряки Тихоокеанского флота и строители субмарины продолжали верить в невиновность Гробова и Лаврентьева и говорили, что тех назначили "стрелочниками". В мае 2011 года они потребовали направить дело на доследование.

Слушания по делу в Тихоокеанском флотском суде во Владивостоке начались 20 мая 2011 года в закрытом режиме. В августе 2011 года Гробов отказался от данных ранее признательных показаний и заявил, что следствие оказывало на него давление. 30 сентября 2011 года коллегия присяжных вынесла оправдательный вердикт по делу Гробова и Лаврентьева. При этом присяжные не признали факта подачи огнегасящей смеси в отсеки лодки. 14 октября того же года суд оправдал обоих обвиняемых.

Спустя более шести месяцев после оправдательного решения, 3 мая 2012 года, Военная коллегия Верховного суда РФ удовлетворила кассационное представление военной прокуратуры Тихоокеанского флота и отправила дело Гробова и Лаврентьева на новое рассмотрение.

Гробова называли отличным специалистом и дисциплинированным моряком, надежным товарищем. Сослуживцы говорили о нем как о добром и отзывчивом человеке и упоминали, что у него было прозвище "Свят" - "за справедливость".

Гробов женат, у него есть дочь, которой на момент аварии на "Нерпе" было три месяца.

© БиоЗвёзд.Ру