Главная Войти О сайте

Элдер Камара

Элдер Камара

Бразильский католический епископ
Дата рождения: 07.02.1909
Гражданство: Бразилия

Содержание

  1. Критика
  2. Награды
Родился в 1909 году в Форталезе, столице бедной провинции на севере Бразилии. Отец Элдера Камары работал финансовым инспектором, а мать была школьной учительницей. Ребёнок обучался в местной католической школе и поступил в семинарию в 1923 году.

Священником Камара стал в 1930 году, после прямого распоряжения Святого Престола относительно его юного возраста. В молодые годы он поддерживал крайне правые идеи бразильского интегрализма — выбор, который он позднее отверг. Также при его помощи, когда Камара в 1952 году занял пост вспомогательного епископа Рио-де-Жанейро, были основаны две социальные организации — Католический союз работающих женщин и Трудовой легион области Сеара. За годы в Рио-де-Жанейро Камара получил презрительное прозвище «епископ трущоб», за его постоянное внимание к обитателям бедных кварталов.

Камара активно участвовал в формировании Национальной конференции епископов Бразилии 1952 года и был его первым избранным секретарём на протяжении двенадцати лет. В 1959 году он основал филантропическую организацию «Банк промысла Божьего» в провинции Рио-де-Жанейро для борьбы с бедностью и нищетой, задачей которой стала выдача дешевых ссуд и займов необеспеченным слоям населения.

Элдер Камара присутствовал на всех четырёх сессиях Второго Ватиканского Собора и принял значительное участие в редактировании черновиков Пастырской Конституции Gaudium et Spes. 16 ноября 1965 года, за несколько дней до официального окончания Собора он и его 40 коллег-епископов собрались ночью в Катакомбах Домитиллы, провели там евхаристическое богослужение и подписали так называемый «катакомбный договор». Договор содержал 13 статей, призывающих епископат Римской Католической церкви изменить своё отношение к проблеме мировой бедности и перейти к практике жизни в евангельской скромности — без почетных званий, привилегий и демонстрации превосходства. Договор оканчивался призывом «последовать примеру сорока братьев-епископов и найти свое предназначение в тихом и скромном служении тем двум третям человечества, которые до сих пор пребывают в культурной, моральной и буквальной нищете, открыть себя всем обездоленным, невзирая на их формальную веру и религиозность».

Под влиянием архиепископа Элдера Камары католическая церковь в Бразилии превратилась в открытого критика режима военной диктатуры в стране и катализатором социальных изменений. Камара выступал с речами и писал статьи о невозможности бороться путём насилия с восстаниями и революциями, происходящими из повсеместной бедности. Часть бразильского епископата вступила в переговоры с военной хунтой о возможности отстранения архиепископа Элдера Камары за его поддержку земельной реформы, а его близкий друг и коллега, священник Антонио Энрике Перейра Нету, был убит неизвестными.

Как убежденный сторонник теологии освобождения, он оставался архиепископом диоцезии Олинды и Ресифе с 1965 по 1984 год, в период, когда в стране произошло несколько военных переворотов. Критики Камары утверждали, что он политизировал церковную благотворительность и своим авторитетом способствовал различным вооруженным восстаниям, затопившим Южную и Латинскую Америку в семидесятые и восьмидесятые годы.

Его публицистической работой остаётся книга «Спираль насилия», опубликованная в 1971 году, когда США всё ещё продолжали Вьетнамскую войну. В ней Камара описывал «спираль воспроизводства насилия», вырастающую из угнетения и несправедливости, которые в свою очередь порождают всё возрастающее революционное насилие, которое на очередном витке подавляется жестокими репрессивными мерами. Камара призывал следующее поколение «разорвать эту спираль насилия, к которой привыкли их отцы и деды, накручивая всё новые её витки все эти годы». Книга переиздавалась более 20 лет.

Архиепископ Элдер Камара скончался в Ресифи в возрасте 90 лет.

Критика



Камара был известен своими взглядами, которые не всегда соотносились с позицией Ватикана. Например, он находил разумным порядок, существующий в Православной церкви относительно разводов и утверждал, что «по крайней мере, вдовцы и вдовицы должны получить возможность заключать новый церковный брак, в то время как существующее положение нарушает мир во многих семьях и приводит к самообвинению и несчастьям».

В известном интервью, которое Камара дал итальянской журналистке Ориане Фаллачи, он также заявил что, несмотря на его строгую убежденность в необходимости отказа от насилия, он не всегда может осудить тех, кто прибегает к нему: «Я знаю и уважаю многих священников, которые носят ружья на своих плечах; я никогда не утверждал, что защита от угнетения и страданий при помощи оружия аморальна или противоречит духу христианства. Но я бы не пошёл по этому пути, это не метод для лично меня, не мой способ следовать Евангелию».

Камара называл себя социалистом и отрицал свою принадлежность к марксистам, хотя симпатизировал отдельным деятелям марксистского движения. В упомянутом интервью с Орианой Фаллачи он заметил, что «Мой социализм — особый социализм, социализм, который чтит человека, права человека, и возвращает его к евангельским ценностям. Мой социализм — это христианская справедливость». Также он отмечал, что хотя он и не согласен с Марксом в выводах из его работ, марксистский анализ капиталистического общества он находит в целом верным.

Награды



В 1973 году Камара был номинирован на Нобелевскую премию мира Американским комитетом Друзей на службе обществу.

В 1975 году ему была присуждена ежегодная католическая премия Pacem in Terris. Премия присуждается ежегодно «лицам, служащим миру и справедливости не только в рамках своей страны, но и всего мира».

В 2015 году Ватиканская конгрегация по канонизации святых, изучив жизнь и поступки архиепископа Олинды и Ресифе Элдера Камары, заявила, что не видит препятствий для начала процесса по беатификации и канонизации.

© БиоЗвёзд.Ру