Главная Войти О сайте

Галина Хомчек

Галина Хомчек

исполнительница песен бардов и автор многих телепередач

— ЛАРИСА Долина тоже когда-то пела джаз, но выбрала жанр более популярный и прибыльный. Почему вы зациклились на авторской песне?

— Каждый выбирает по себе… Ко мне действительно не раз обращались представители Москонцерта и Союзконцерта и предлагали работу. Если бы я согласилась, мне бы начали указывать, что петь, где и когда. Я потеряла бы свободу и свою публику. Как только я это себе представила, сразу приняла решение: «Лучше пойду и получу другую профессию, а петь буду ради удовольствия». И ни разу не пожалела о том, что так поступила. Иначе не попала бы на телевидение и не познакомилась бы с массой замечательных людей.

В середине 80-х годов наша редакция организовывала телемосты сначала с Америкой, потом с другими странами. Со временем телемосты зрителю поднадоели, и мы начали делать тележурнал для американского ТВ. Работа была очень интересной. Но несколько лет назад наступил момент, когда пришлось выбирать: заниматься телевизионной режиссурой и делать свои программы или петь. Песня перевесила.

— Вы были лично знакомы с авторами песен, которые исполняете: с Юрием Визбором, Владимиром Высоцким, Булатом Окуджавой?

— К сожалению, с Визбором и Высоцким лично не довелось познакомиться. А с Булатом Шалвовичем Окуджавой общалась. «Мне нравится, как вы поете мои песни», — как-то сказал он мне. Уже после его смерти супруга Ольга Владимировна рассказала случай о том, как он впервые заметил меня на конкурсе самодеятельной песни на Горбушке. «У нее своя манера, свое собственное лицо, — сказал тогда Окуджава жене. — Вот увидишь, она может стать очень интересным исполнителем. А то, что она так скованна, — это пройдет. Со временем…» А что касается Высоцкого… На одном из вечеров памяти Владимира Семеновича ко мне подошла его мама Нина Максимовна (ее уже нет в живых) и сказала: «Я бы очень хотела вас попросить, чтобы вы спели песню Володи, которую он написал для Марины Влади». Нина Максимовна дала мне кассету, на которой было записано три черновых варианта песни, — Высоцкий напел их и в конце сказал: «Из этого может что-то получиться». Я выбрала один из вариантов — так ко мне пришла песня «Белый вальс».

К сожалению, с Визбором нас тоже связывают только косвенные отношения. Его песни я пою всю свою сознательную жизнь.

Моя мама ходила в походы и в горы, откуда привозила песни Визбора. Папа — журналист, работал на радио, поэтому приносил оттуда новые записи. Можно сказать, родители привили мне вкус к авторской песне.

Я обожаю Окуджаву, Высоцкого и Визбора, но не зацикливаюсь только на их песнях, а постоянно ищу новых авторов. Сейчас как раз записываю диск, в который хочу включить песни классиков и современных бардов.

— Герой Евгения Стычкина в фильме «Флэшка» произносит такую фразу: «Прошло время романтиков, пришло время менеджеров». Вам не кажется, что это действительно так?

— Можно быть прагматиком, но при этом иметь совесть, которая не позволит сделать запредельные вещи и не даст пойти по трупам. Я, например, романтик, но мне тоже надо кормиться. Я зарабатываю деньги на концертах. Но если мне звонят и говорят: «Ой, а вы не выступите у нас в школе?» — я беру гитару и еду. При том, что могла бы сказать: да вы что, я собираю тысячные залы!

Петь бесплатно — это в традициях бардовской песни. И сегодня, кстати, тоже не все авторы зарабатывают песней на жизнь. Я знаю исполнителя, у которого есть хороший бизнес, и поет он исключительно для собственного удовольствия.

— Среди поклонников бардовской песни есть олигархи? На Рублевку, например, приглашают?

— Знаете, в последнее время стали часто приглашать. И это очень приятный знак. Значит, среди наших олигархов есть люди с высоким интеллектом. Бардовская песня всегда считалась музыкой для головы, а не для ног.

Дома, в которых мне доводится бывать, конечно, красивые и богатые… Но лично у меня высокий уровень чьей-то жизни никогда не вызывал зависти. Надо радоваться тому, что у тебя есть. Забавно, но, когда захожу в огромный дом, у меня появляются совершенно дурацкие мысли: это ж сколько сил надо, чтобы содержать его в чистоте! Видимо, я человек совершенно другого склада.

— Вам комфортнее на природе, в палатке, у костра?

— Нет, я совершенно не палаточный человек. В детстве мама таскала меня за собой в походы, потом я сама ездила на фестивали авторской песни. Но мне для отдыха нужны нормальные сантехнические условия, отсутствие комаров и мошкары. Гастроли и так проходят в постоянной неустроенности: дороги, самолеты, поезда, гостиницы… Поэтому отдыхать я люблю с комфортом и желательно за границей. Например, в Европе.

— Говорят, в Америке все популярнее становятся слеты бардов. Там все так же, как у нас на Грушинском фестивале: палатки, песни и много водки?

— На «Груше» пьют, курят и дерутся случайные люди. Главная беда нашего фестиваля в том, что туда кроме бардов и их поклонников едет потусоваться молодежь из ближайших Тольятти или Самары. Они выпьют, курнут и в таком состоянии идут слушать песенки. Нельзя судить о фестивале по этой публике. Но когда человек первый раз приезжает на «Грушу», впечатление у него складывается ужасное. Настоящие любители авторской песни стараются отгородить свои лагеря от случайной пьяной публики и не выходить за их пределы.

А в Америке авторская песня в последнее время действительно стала очень популярна. В каждом штате — свой слет бардов. А публика — вся наша эмиграция. Кто-то уехал пять лет назад, кто-то двадцать-тридцать, кто-то уже по-русски с трудом говорит, но благодаря песне вспоминает язык. Если в России фестивали все чаще стали проводить в цивилизованных залах, то в Америке с ностальгией предпочитают устраиваться в палаточных лагерях. Приезжают на машинах на арендованную поляну. Там есть цивилизованные туалеты, каменные душевые кабинки, водокачка. Бытовые условия очень хорошие. А в остальном все как у нас. Народ собирается у костра и поет до утра песни.

— Выходит, в Америке бардовская песня процветает, а в России умирает?

— Да ничего не умирает! Востребованность у авторской песни сегодня необыкновенная. Каждый год в Кремле проходит большой сборный концерт бардов, собирается полный зал. В стране проходит колоссальное количество фестивалей. В одном только Воронеже три городских фестиваля.

— На фестивалях люди знакомятся, влюбляются, женятся… Говорят, своего супруга вы тоже встретили на одном из слетов бардовской песни.

— Нет, он «высидел» меня на городских выступлениях. Первый раз увидел в сборном концерте бардов, в котором я тоже участвовала. Видимо, понравилась… Потому что потом стала замечать его на всех своих выступлениях: приходил молодой человек с букетом цветов и в компании девушки (причем спутницы всегда были разные). Затем подослал ко мне своих друзей. Сначала они со мной познакомились, а потом и его представили. Мы вместе с 2001 года. К счастью, у сына отличные отношения с моим нынешним мужем. У них даже появилось общее увлечение — горные лыжи. Когда я не могу составить им компанию из-за гастролей, они едут на курорт вдвоем. И тогда я спокойна.

— Ваш сын — человек другого поколения, ему 21 год. Принимает ли он песни про «солнышко лесное» и «изгиб гитары желтой»?

— На уши ребенка с детства «капала» совершенно разная музыка. Естественно, я и мои друзья пели дома авторские песни. Мой папа знакомил внука с хорошей французской музыкой. Он, кстати, не только работал на радио, но и был переводчиком с французского языка, работал с Мирей Матье, Ивом Монтаном и Джо Дассеном. Помню, папа водил меня за кулисы к Мирей Матье. А в 1985 году она подарила мне свой микрофон. Для нее он уже устарел, а в нашей стране таких радиомикрофонов еще и в помине не было. Но мне его некуда было использовать, я же не на эстраде пела. Поэтому отдала микрофон знакомым на телевидение.

Лет в 10 сын начал бренчать на гитаре и петь «Я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле…». Когда мы с ним поехали на Грушинский фестиваль, я упросила его исполнить что-нибудь в нашем жанре. Он спел песню Окуджавы «Про настоящих людей». Там были такие слова: «Настоящих людей очень мало. На планету — совсем ерунда. А на Россию — одна моя мама. Только что она может одна?» Какой я была счастливой! Я ж думала: мой мальчик так меня любит! И только лет через десять поняла, почему Леша выбрал именно эту песню: в ней очень мало слов.

Мне грех жаловаться на своего ребенка. Он заканчивает юридический институт, занимается музыкой, недавно (правда, вопреки моему желанию) увлекся кикбоксингом. Был период, когда я звала сына на свои концерты и внутренне очень сильно обижалась, что он на них не ходит. Но постепенно Леша стал слушать одну песню, другую… И теперь не только сам приходит на мои концерты, но и приводит своих друзей.

© БиоЗвёзд.Ру