Главная Войти О сайте

Харт Крейн

Харт Крейн

американский поэт

Содержание

  1. Творчество
  2. Наследие и признание

Сын успешного фабриканта, производившего леденцы. Мать (Харт — ее девичья фамилия) была благочестивой сторонницей «Христианской науки» Мэри Бейкер Эдди . Родители постоянно ссорились, в 1916 они развелись. Крейн не окончил школу. В 1917—1924 жил между Кливлендом и Нью-Йорком, подрабатывая в разных местах, в том числе — на фабрике отца. Постоянное — на фоне отцовских успехов — переживание своей жизни как краха, самоощущение парии, в том числе связанное с гомосексуальными наклонностями, усугубилось во второй половине 1920-х пристрастием к алкоголю. В 1929 покончил с собой (застрелился вместе с подругой) друг Харта Крейна, поэт Гарри Кросби, укреплявший его в поэтических замыслах. В 1931 скончался отец Крейна. По гранту Фонда Гуггенхайма Харт Крейн отправился в 1931—1932 в Мексику, задумав «ацтекскую эпическую поэму» (остались лишь некоторые наброски). Возвращаясь из Мексики, поэт бросился с палубы судна в воды Мексиканского залива, — большинство сходится на том, что это было самоубийством. Тело не нашли.

Творчество

Был связан с поэтикой К.Марло, английских поэтов-кавалеров (Р. Геррика и др.), тяготел к архаической лексике и усложненному синтаксису (И.Бродский в «Диалогах с Соломоном Волковым» сопоставлял манеру Крейна с цветаевской). Испытал глубокое воздействие ранней лирики Элиота, уловив в ней близкую ноту разочарования и отчаяния. Вместе с тем, элиотовская ирония, дистанцирование от современности были К рейну чужды, он искал озарения, думал о новом эпосе, «мистическом синтезе Америки». Приближением к нему должна была стать поэма «Мост» (1930, имеется в виду Бруклинский мост), над которой он долго работал.

Книга вышла в иллюстрированном издании с фотографиями Уокера Эванса, но из-за внутренней противоречивости, «темноты» была встречена критикой прохладнее, чем ожидал автор. Его стремление к эпосу было сочтено запоздалым и не получило поддержки.

Наследие и признание

Крейн повлиял на раннюю поэзию Р.Лоуэлла, его высоко ценил Т.Уильямс. В характерной общественной и культурной атмосфере конца 1960-х, а затем на протяжении 1970—1980-х годов начался новый подъем интереса к поэту со стороны и публики, и критики, пересмотр прежних оценок его жизни и творчества. Значительную роль в этом сыграла монография известного критика, Йельского профессора Ричарда Льюиса (1967), а затем — книга знаменитого Харольда Блума (1986).

© БиоЗвёзд.Ру