Главная Войти О сайте

Иван Сержантов

Иван Сержантов

Летчик истребитель
Дата рождения: 17.02.1919
Гражданство: Россия

Родился 17 Февраля 1919 года в деревне Первые Яковлевичи, ныне Оршанского района Витебской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и аэроклуб в Орше. С 1938 года в Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года в действующей армии. До Сентября служил в 148-м ИАП, летал на И-16 и ЛаГГ-3. Сражался на Юго - Западном фронте. По Июль 1942 года - в 164-м ИАП. До Января 1943 года - в 6-м ИАП, где летал уже на Як-1. Затем, до Апреля 1943 года - в 9-м ГвИАП.

К Апрелю 1943 года лётчик 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 8-я Воздушная армия, Южный фронт ) Гвардии лейтенант И. Я. Сержантов совершил 258 боевых вылетов, в 85 воздушных боях лично сбил 13 и в составе группы 8 самолётов противника.

29 Апреля 1943 года погиб в результате несчастного случая ( отравился техническим спиртом ). К тому времени на его боевом счету числилось 14 личных и 8 групповых побед.

24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Ивану Яковлевичу Сержантову посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Похоронен в городе Ростов - на - Дону. Имя Героя носят улицы в городах Орша и Ростов - на - Дону, увековечено в мемориале в ростовском Парке авиаторов.

* * *

Отец Ивана Сержантова умер рано, и 5 детей мал мала меньше остались без кормильца. В 6 лет Иван пошёл в подпаски в соседнее село, чтобы заработать на учебники, кое - какую одежду и с осени пойти в школу.

Учился он охотно и хорошо, а потом вновь нанимался работать пастухом, стараясь хоть чем - нибудь помочь матери. "Его неразлучными друзьями, - вспоминает сестре Ивана, Екатерина Яковлевна, - были книги. Особенно ему нравились книги о справедливых и смелых людях, лётчиках С детских лет мечтал стать авиатором С этой мечтой он взрослел, а затем стал курсантом Оршанского аэроклуба, откуда и был направлен в 1938 году по комсомольской путёвке в Одесскую авиашколу".

Общительный и любознательный курсант Иван Сержантов обратил на себя внимание инструктора физической выносливостью и неутомимостью в полетах. Получив звание пилота, он был направлен в Чугуевское военное авиационное училище, которое окончил в Июне 1941 года, за несколько дней до начала войны.

В Великую Отечественную войну вступил пилотом 148-го истребительного авиаполка. Сражался под Харьковом, Сталинградом и под Ростовом.

В полковых архивах 148-го ИАП сохранились боевой приказ и донесение, за скупыми строками которых просматривается страстное стремление И. Я. Сержантова беспощадно уничтожать врагов уже в первых его боевых вылетах. Выполняя задачу по сопровождению своих бомбардировщиков, он вступил в схватку с одним из Ме-109, закончившуюся хотя и безрезультатно, но поучительно.

В том полёте, под Харьковом, Сержантов на какое-то время потерял свою группу и вынужден был "блуждать", тогда он и заметил вражескую зенитку и на бреющем полёте проштурмовал её. В конце концов он налетался так, что садиться пришлось уже без горючего и с посадочной полосы самолёт не смог отрулить.

Его поругали, пообещали наказать, но видно было, что в этой лихости командиры заметили нечто расположившее их к "лихому" младшему лётчику. И тот продолжал летать, приобретать опыт и, как говорили его товарищи, "набираться ума", постепенно постигая боевое мастерство лётчика - истребителя.

9 Марта 1942 года под Харьковом Сержантов одержал первую победу над врагом. Над аэродромом почти каждый день появлялся "Хеншель-126", причём именно и то время, когда в воздух поднимались истребители для выполнения какого - либо боевого задания. Видимо, вражеский разведчик рассчитывал, что, поскольку советские истребители заняты задачей прикрытия своих самолётов, у него появляется возможность беспрепятственно делать свои чёрные дела. Два дня не удавались попытки наших лётчиков сбить немецкого разведчика. Но однажды, возвращаясь с боевого задания, Сержантов заметил в стороне и ниже наших самолетов злополучный "Хеншель". Он дал сигнал ведущему, и тот сразу всё понял. Сержантов набрал высоту, развернулся и со стороны солнца вплотную подошёл к разведчику. Одной очереди оказалось достаточно, чтобы вражеский корректировщик запылал и пошёл вниз. Сделав над рухнувшим на землю "Хеншелем", Сержантов взмыл вверх и направился вслед за своей группой на аэродром полка.

В небе над Харьковом Сержантов получил и первое ранение. Это произошло во время налёта на вражеский аэродром, когда он производил штурмовку на бреющем. Одна из вражеских пуль, выпущенная с земли из автомата, пробила ему бедро.

9 Апреля 1942 года Сержантов участвовал в бою с группой истребителей Ме-109 над Чугуевом. Здесь всё было знакомо до мелочей: земля, по которой он недавно с песней шагал в курсантском строю, и небо, в котором вёл "бои" с такими же, как он, молодыми людьми, осваивающими профессию лётчика - истребителя. Теперь в этом небе Иван Сержантов дрался с врагом и старался во что бы то ни стало сбить его. Заметив, как в хвост его ведущего зашёл "Мессер", Сержантов не растерялся, сделал энергичную горку и с резким разворотом пошёл в атаку на противника. Не успев увернуться, немецкий самолёт попал под огонь Сержантова, задымил и стал энергично снижаться, оставляя за собою чёрный шлейф.

* * *

Летом 1942 года в 8-й Воздушной армии уже гремело имя отважного лётчика Михаила Баранова, имевшего на своём счету около 20 сбитых немецких самолётов. Иван Сержантов, зная его по Чугуеву, учился у него искусству воздушного боя. И учился, видимо, неплохо. Лишь в Мае 1942 года он сбил один за другим 3 самолёта - 1 Ме-109 и 2 Ю-87. "Мессер" попался Сержантову под Изюмом, - вспоминают его бывшие однополчане, - фашист был опытный и не из робких. Сбив самолёт в канун Первомая, Сержантов так и назвал его - "Праздничный с изюмом". А через 10 дней шестёрка наших истребителей встретилась над Харьковом с 12 пикировщиками Ju-87, прикрытыми 9 Ме-109. В том бою наши лётчики сбили 4 "Юнкерса" и 1 "Мессер", причём один Ju-87 - свалил Сержантов. Второй "Юнкерс" попался Сержантову 27 Мая. В самолёте, видимо, находилась важная персона. "Юнкерс" прикрывали сразу 4 Ме-109. Но и это его не спасло.

Счастливым оказался для Сержантова день 13 Июня. Патрулируя в районе Аксая, наши лётчики впервые встретили "Макки-200"- итальянский самолёт необычной конфигурации. Сержантов загорелся желанием сбить его. Выйдя вражескому самолёту в лоб, он меткой очередью зажёг его. Оставляя за собой дымный след, "Макки" понёсся к земле. Тут же вступив в схватку с вражескими истребителями, наши лётчики сбили 2 "Мессера". Ещё один Ме-109 уничтожил в этом бою Иван Сержантов.

Жаркими были для лётчиков 8-й Воздушной армии бои в сталинградском небе. Немецкое командование вызвало туда, где происходили решающие сражения, свои лучшие авиационные части. Советские лётчики, несмотря на численное превосходство врага, дрались отчаянно, упорно и часто выходили победителями, Увеличивался и боевой счёт Ивана Сержантова.

11 Июля 1942 года Младший лейтенант И. Сержантов сбил бомбардировщик "Хейнкель-111", как сообщалось в боевом донесении. А 17 Июля он выиграл бой и вогнал в землю вражеский истребитель. Но на этом бой не кончился. Ведомый сбитого фашиста всё же увернулся от огненной трассы и, зайдя под крыло самолёта Сержантова, зажёг его. Раненный в ногу и в руку. Сержантов выбросился с парашютом и приземлился на нейтральной полосе, между нашими и немецкими окопами.

- Идти не могу, - с горечью рассказывал позже об этом Сержантов военному корреспонденту Илье Бражнину. - Лежу почти без сознания и не знаю, где немцы. Потом слышу голос: "Ахмедов, скорее". Дядя какой - то подполз и поволок меня. Приволок к окопу. Спустил в него. Тут и санинструктор. Перевязал. Танк подошёл. Меня в танк затащили - и домой. Пролежал в лазарете около 20 дней...

Когда Сержантов вернулся в полк, то стал летать на самолёте Як-1. На его счету было уже больше десятка сбитых вражеских самолётов, и его имя знали все в 8-й Воздушной армии. А вскоре о нём стало известно и во многих уголках страны.

Это случилось 6 Августа 1942 года, когда в воздушном бою Старший лейтенант М. Д. Баранов сбил 3 и таранил один немецкий самолёт.

Выходя из атаки на Ме-109, Сержантов, находившийся в другой группе, увидел, как на медленно снижавшегося с парашютом нашего лётчика напали 3 вражеских истребителя: 2 "Мессера" и один "Макки". Раздумывать было некогда. Сержантов кинулся на защиту боевого товарища.

Прикрывая лётчика, он вёл бой один против трёх. Заметив, как "Макки" отстаёт от "Мессеров" в наборе высоты, Сержантов атаковал его и зажёг. С двумя Ме-109 драться стало легче. Он знал, что фашистские истребители в любой миг могут обстрелять спускавшегося с парашютом лётчика, и так построил маневр, чтобы затянуть на высоту "Мессеров" и чтобы товарищ смог приземлиться и скрыться от преследования вражеских самолётов.

Ему это удалось. Несмотря на то, что горючее было на исходе, Сержантов продолжал бой. Осколком его ранило в голову, острой болью обожгло перебитую пулемётной очередью руку. Собрав волю в кулак, Сержантов зашёл в хвост "Мессеру" и меткой очередью зажёг его.

Оставшись один на один со вторым "Мессером", Иван повёл бой так энергично, что, казалось, он только что взлетел и со свежими силами ринулся в схватку. Но система охлаждения двигателя была пробита, и мотор могло в любой момент заклинить. Сержантов спешил и решительно устремился в новую атаку на врага, однако тот на максимальной скорости ушёл.

Ещё какой-то миг Сержантов держался в воздухе, пока противник не скрылся из виду, а затем сел прямо на поле с уже остановившимся двигателем.

Выполнив свой долг перед товарищем, попавшим в беду, и сбив при этом 2 самолёта врага, Сержантов завоевал то глубокое доверие и признательность однополчан, какие приходят только в тяжёлые минуты на войне. А с Барановым их вскоре связала крепкая боевая дружба.

Впоследствии об этом подвиге было рассказано на страницах "Правды" в статье "Черты советского аса". Газета определила его действия как "выходящие за пределы человеческих возможностей".

* * *

Вскоре для Ивана Сержантова наступил новый этап боевой деятельности - он был включён в состав 9-го Гвардейского авиаполка. И уже в первом боевом вылете 27 Октября 1942 года в составе 7 самолётов Як-1 показал, что достоин быть членом этого прославленного коллектива.

В тот день группа вылетела прикрывать наши войска в районе Анастасьевки и встретила 8 немецких бомбардировщиков, которые сопровождали 7 Ме-109. Вступив в поединок с одним из истребителей, на выходе из виража Сержантов поймал его в прицел и длинной очередью зажёг.

Когда вражеские бомбардировщики подошли к району цели, наша семёрка с ходу со стороны солнца атаковала их. Один за другим задымились и врезались в землю 2 "Юнкерса", сбитые Сержантовым и Борисовым. Остальные самолёты противника, сбросив в беспорядке бомбы, поспешно стали уходить на запад.

А вечером на традиционном разборе боя Л. Л. Шестаков поздравлял с первым вкладом в боевой счёт части новых Гвардейцев - Младших лейтенантов Сержантова и Борисова, сбивших в тот день в общей сложности 3 самолёта врага.

27 Февраля в бою тройки "Яков" против 6 "Хейнкелей" и 6 "Юнкерсов" в районе Анастасьевка - Покровское Сержантов вновь отличился. Он сумел сбить один "Юнкерс", и это был уже 12-й по счёту уничтоженный им вражеский самолёт.

* * *

7 Марта 1943 года полк торжественно отмечал годовщину преобразования в Гвардейский. Славный боевой коллектив Гвардейцев чествовали не только 268-я авиадивизия, но и командование 8-й Воздушной армии и Южного фронта. Армейская газета посвятила шестаковцам две полосы с фотографиями, под одной из них была подпись: "Молодой лётчик - истребитель И. Сержантов, бесстрашно громящий фашистских захватчиков".

В тот день Ивану Сержантову исполнилось 23 года. В газете была опубликована его статья, которая называлась "Имениннику от именинника". В ней он, в частности, писал:

"Сегодня мне исполнилось 23 года, именины мои совпадают, так сказать, с именинами части. Боевые будни и праздники полка всегда были моими буднями и праздниками. То же самое могу сказать и о моих товарищах. В этой дружбе, в этой слитности паша сила. Жить и воевать вместе с таким коллективом радостно и ответственно".

Когда Сержантову предоставили слово на торжественном митинге, то, заканчивая свое выступление призывом бить врага, он сказал: "Мне нужно срочно поднажать, чтобы число сбитых мною вражеских самолётов стало больше числа моих лет. И я буду их сбивать, пока в небе будет летать хоть один фашист".

На этот день на его счету был 21 сбитый самолёт противника. В Марте Сержантову удалось в районе Батайска уничтожить ещё одну вражеск ую машину.

Одержанная в тот день Сержантовым 22-я победа приблизила его к установленному им самим рубежу.

За проявленное мужество и геройство в боях с фашистскими захватчиками Гвардии лейтенант Иван Яковлевич Сержантов был представлен к высшей награде Родины - званию Героя Советского Союза.

В боевых вылетах ковалось и росло мастерство храброго воздушного воина И. Сержантова. Он был трижды ранен, но из боевого состава полка не выходил. Его сбивали в воздушном бою, но он снова садился в украшенный звёздами побед самолёт и шёл в бой.

Иван Сержантов погиб не в бою, он трагически умер на глазах у своих боевых друзей 29 Апреля 1943 года...

О его подвигах помнят в Оршанском районе Белоруссии. Имя Героя Советского Союза чтут в Волгограде, в Ростове-на-Дону, на могиле героя трудящимися города, освобождая которых, он проявил доблесть и геройство, воздвигнут обелиск, и одна из улиц города названа его именем.

© БиоЗвёзд.Ру