Главная Войти О сайте

Карл (Карел) Черни

Карл (Карел) Черни

австрийский пианист, педагог и композитор

Бетховен доверил Черни первое исполнение в Вене своего Третьего фортепианного концерта. Несмотря на такое вдохновляющее признание его пианистического таланта, Черни вскоре прекратил концертные выступления и после 1815 целиком посвятил себя педагогике и композиции.

Черни был единственным ребенком в семье и никогда не состоял в браке. Как педагог он не имел себе равных. Среди знаменитых виртуозов первой половины 19 в. трудно найти пианиста, который не прошел школу Черни. Величайшим из учеников Черни был Ф.Лист.

Самое ценное в его композиторском наследии – педагогические сочинения. Черни писал почти во всех музыкальных жанрах: он – автор месс, реквиемов, симфоний, концертов, камерных произведений, романсов и множества концертных фортепианных пьес. Общее число его опусов приближается к тысяче, причем многие опусы содержат до полусотни и более отдельных номеров. Он написал также учебник композиции Полное теоретико-практическое учение о композиции (Vollstndige theoretisch-praktische Kompositionslehre, 1849), Очерк истории музыки (Umriss der ganzen Musik-Geschichte, 1851) и мемуары.

Хотя подавляющая часть этого огромного наследия осталась невостребованной, такие проявления педагогического гения Черни, как Ежедневные упражнения (40 tgliche Studien, op. 337), Большая фортепианная школа (Grosse Pianoforte-Schule, ор. 500), Школа беглости (Schule der Gelufigkeit, ор. 299), Школа беглости пальцев (Schule der Fingerfertigkeit, ор. 740), навсегда останутся бесценным материалом для пианистов и фортепианных педагогов, показывая пути решения технических проблем, которые встают в процессе обучения.

После 1850 здоровье Черни ухудшилось, но он прекратил свою музыкальную деятельность лишь за несколько недель до кончины, которая последовала в Вене 15 июля 1857.

© БиоЗвёзд.Ру