Главная Войти О сайте

Микелис Валтерс

Микелис Валтерс

юрист, публицист, писатель, общественный и политический деятель Лифляндии
Дата рождения: 25.04.1874
Гражданство: Франция

Содержание

  1. Об одном направлении общественной мысли
  2. Препятствия на революционном пути
  3. Идеологическая эволюция
  4. Политическая деятельность в поздний период

Микелис Валтерс родился в рабочей семье. С самого детства мечтал о карьере адвоката, с этой целью после окончания школы отправился учиться в Цюрих, где долгое время изучал юриспруденцию и в итоге получил степень доктора права. В 1890-х годах увлекся социал-демократическими идеями, начал принимать активное участие в деятельности молодого и сравнительно радикального направления общественной мысли — «Новом течении» (латыш. Jauna strava). Ядром этого политического течения были представители «прогрессивно мыслящей» национальной интеллигенции, которым более или менее полноценно удалось наладить контакт с рабочими Лифляндской губернии.

Об одном направлении общественной мысли

Многие из участников этого идейного движения сами выходили из рабочей среды (как и Валтерс), поэтому проблема несоблюдения прав рабочего сословия была им близка. Представители «Нового течения» организовывали студенческие кружки в Дерптском, Петербургском и Московском университетах, в состав этой организации входили люди, профессионально занимавшиеся преподавательской деятельностью. Печатным органом «Нового течения» стала газета «Диенас лапа» («Листок дня»), первый номер которой увидел свет в 1893. Можно сказать, что представители «нового течения» откровенно исповедовали марксистские идеи, участвуя в Третьем конгрессе Второго Интернационала, установили тесный контакт с зарубежными марксистскими обществами и открыли «коридор» для ввоза из-за рубежа литературы марксистской направленности. Например, отец латышской литературы поэт и драматург Райнис завязал контакт с европейским революционером А. Бебелем и через него снабжал латышскую читающую публику необходимой литературой. Однако попытки создать полноценную, хоть и нелегальную революционную организацию не удавались долгое время, в конце концов программное издание «Диенас лапа» подверглось сокрушительному цензурному прессингу со стороны царских чиновников, были запрещены так называемые «разъяснительные вечера», в рамках которых представители течения выступали с речами марксистского содержания перед рабочими разных предприятий.

Препятствия на революционном пути

Произошло то, чего следовало ожидать — за Валтерсом пришли официальные люди, он был арестован и выслан в Двинск, откуда вскоре ему удалось бежать в Швейцарию, вольную житницу для начинающих революционеров, либеральный центр всеевропейского диссидентского движения. Там Валтерс занялся организаторской деятельностью, часто приезжал в братскую революционную Германию, где 11 декабря 1900 года в Лейпциге вышел первый номер первой марксистской газеты «Искра». Микелису Валтерсу же суждено было стать первым «проводником» этого революционного печатного органа в Россию — он занялся организацией транспортировки, в чем серьезно преуспел. Второй номер вышел в Мюнхене, Женеве, Лондоне, но латышский юрист Валтерс добился того, чтобы они стали достоянием российской пролетарской общественности. Наконец, в 1903 году Валтерс закономерно стал отцом-основателем Латвийского социал-демократического союза и в этот период он отмечался многочисленными публикациями на злободневную тематику, в которых оправдывал и подчеркивал острую необходимость поддержания социал-демократического течения в губернии, на достижение успехов в революционной борьбе народных масс — публикации Валтерса пестрели в периодических изданиях социалистической направленности.

В 1905-07 годах, когда российское пространство было объято первой революцией, пробным шаром класса, которому, кроме цепей, терять было нечего. Рига предложила свой ответ на петербургские события, который имел место 13 января; он выразился в манифестации рабочих на набережной Даугавы, которые выразили солидарность со своими собратьями, пострадавшими во время Кровавого воскресенья. Был выработан специальный стачечный комитет, началась всеобщая политическая забастовка. Возле Железного моста поход рабочих на центр с левобережья был приостановлен царскими войсками, у которых был указ от губернской администрации не пускать демонстрантов в центр. Рота унтер-офицерского батальона в итоге приняла решение открыть огонь по рабочим-манифестантам, шедшими с лозугами «Долой самодержавие», в результате чего было убито более 70 человек, ранения получили ококло 200, однако истинное число жертв может отличаться от официальных данных, так как часть манифестантов была намеренно оттеснена к Даугаве и утонула.

Вскоре после трагической манифестации, в ноябре 1905 произошел съезд Волостных делегатов, на которых со страстной речью выступил наш герой Валтерс, настойчиво предлагавший в ходе своего длительного выcтупления разделить земли поместий равноправно между крестьянами.

Идеологическая эволюция

Затем Валтерс отправился в новую эмиграцию в Швейцарию, где все-таки еще раз закончил Цюрихский университет. Там же им были опубликованы несколько сборников стихов, в публицистике Валтерс стал более критично воспринимать окружающую марксистскую действительность, выступил с «продуктивной», но уже знаковой критикой философской платформы марксистского учения. Налицо некоторое охлаждение к революционному пафосу движения рабочего класса. Позже в швейцарской периодике он выдвинул несколько национальных идей, органично связав их с марксистской заданностью, начал разрабатывать возможное решение латышского вопроса в контексте российского государства. Валтерс практически первым из представителей национальной интеллигенции выдвинул идею «независимой политической автономии» латышей в пределах российской федеративной общности. В 1913 Микелис Валтерс участвует в Брюссельском съезде латвийских соцдемов, где публично провозглашает автономные идеи, затрагивая еще не совсем разработанный, но назревавший вопрос о перспективах латышской государственности.

В 1917 году Валтерс выступил организатором Латышского Крестьянского союза и уже отчетливо озвучил мнение о «жизненной необходимости» собственного государственного образования для латышской нации, одним из первых высказал идею о полной независимости латышского этноса от своих недавних «покровителей», своими идеями в большой степени повлияв на мировоззрение нации.

Политическая деятельность в поздний период

В неспокойные, «ревущие» 1917—1918 годы Латвия и Рига последовательно переходила из рук в руки, а немецкая дворянская верхушка вынашивала реваншистские планы по формированию опереточного Балтийского герцогства, который выступил бы в роли послушного сателлита, плацдарма для вооруженной интервенции на территорию России, объятой гражданской войной. В этих условиях Валтерс с высоты своей публицистической трибуны выступил против авантюрных замыслов немецкого командования, понимая, что его родину используют как удобный с политико-стратегической и военной точек зрения «неприхваченный» отрезок территории. Валтерс стал идейным вдохновителем Рижского демократического блока, стал на защиту территориальной целостности будущей Латвии, разделенной между войсками Антанты, Красной армией и немецкими остзейскими подразделениями. Этому блоку приходилось на свой страх и риск действовать в идеологическом аспекте на территории, оккупированной германскими интервентами.

Вскоре Валтерса избрали в Латвийский народный совет, затем он стал первым министром внутренних дел Временного правительства ЛР.

В конце концов обстоятельства улыбнулись борцам за национальный суверенитет, и после долгожданного созыва Учредительного собрания, с согласия высших лиц РСФСР провозгласившего «всамделишнюю» независимость ЛР, Валтерс продолжил свою политико-публицистическую деятельность, направленную на упрочение позиций нового государственного образования как в самой Латвии, так и за ее пределами, уже в качестве дипломата.

После восстановления советской власти в Латвии (17 июня 1940 года) в который раз эмигрировал.

Микелис Валтерс — один из столпов сначала национального революционного движения за права пролетарского сословия, а затем — один из первых идеологических корифеев движения к суверенитету, человек, который первый серьёзно заговорил о потенциальном становлении латышской государственности.

© БиоЗвёзд.Ру