Главная Войти О сайте

Николай Колчев

Николай Колчев

Герой Советского Союза
Гражданство: Россия
Николай Петрович Колчев, ефрейтор, катерист 28-го отдельного моторизованного понтонно-мостового Краснознаменного батальона, родился в 1922 году в с. Николаевке Самойловского района Саратовской обл. Русский. Окончил 7 классов Николаевской средней школы. В предвоенные годы работал трактористом на конезаводе "Еланский".

В 1941 году призван в Красную Армию. С августа 1941 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался в составе войск Юго-Западного, Сталинградского, Донского, 3-го Украинского, 3 и 2-го Белорусских фронтов. Принимал участие в оборонительных боях первого периода войны, Сталинградской битве, освобождении Украины, Белоруссии, Польши, разгроме гитлеровских войск на территории Германии. Форсировал реки Днепр, Южный Буг, Днестр, Вислу и Одер. За боевые отличия награжден орденом Красной Звезды (1944) и медалями "За оборону Сталинграда", "За взятие Берлина" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.".

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Николаю Петровичу Колчеву присвоено 29 июня 1945 года за героизм, проявленный при форсировании реки Одер в районе г. Штеттина (ныне г. Щецин).

После окончания Великой Отечественной войны Н.П. Колчев вернулся в родное село. Его избрали председателем Николаевского сельсовета. В последние годы жизни работал начальником почтового отделения. Спокойный, всегда отзывчивый на просьбы и нужды людей, справедливый и честный, он пользовался среди односельчан большим авторитетом.

Н.П. Колчев умер 5 июля 1960 года.

Для переправы через реку Вест-Одер тяжелой боевой техники понтонерами было собрано четыре мостовых парома. Противник обстреливал место переправы сильным артиллерийским огнем. Требовался опытный и смелый катерист, который смог бы, пренебрегая опасностью, ввести паромы в линию моста. Выбор командования пал на ефрейтора Колчева.

Колчев приступил к работе. Фашисты усилили обстрел. Осколками разорвавшегося снаряда катер Колчева был пробит в нескольких местах. Чтобы восстановить его, требовались сварочные работы и 6 часов времени. Между тем стрелковые части, занявшие небольшой плацдарм, истекали кровью, отбивая ожесточенные атаки превосходящих сил противника. Они ждали подкрепления. Это отлично понимал Колчев. Он предложил заделать пробоины не сваркой, а накладкой смоляных наклеек. Это предложение было принято, и катер, был отремонтирован за 50 минут. Катерист приступил к работе, и вскоре мост был готов. По нему на плацдарм на помощь нашей пехоте пошли тяжелые танки и самоходно-артиллерийские установки.

Через некоторое время прямым попаданием снаряда мост был выведен из строя, и ему грозила опасность затопления. Был получен приказ развести мост, а из уцелевшего имущества собрать два 60-тонных парома. Несмотря на обстрел, Колчев причалил поврежденные паромы к берегу, после чего двое суток без отдыха буксировал на своем катере уцелевшие паромы, переправляя на левый берег Одера танки и самоходно-артиллерийские установки.

23 апреля 1945 года во время очередного рейса через реку разрывом снаряда Колчев был контужен и потерял сознание. Придя в себя, он отказался от эвакуации в госпиталь и продолжал работу. Вскоре огнем противника его катер был разбит, но отважный воин перешел на запасное судно и не прекращал переправу.

В течение 23 апреля дважды менялись разбитые огнем паромы, но ефрейтор Колчев, рискуя жизнью, продолжал перебрасывать на плацдарм части танкового корпуса. Только за двое суток под непрерывным обстрелом противника он переправил на западный берег Одера 70 тяжелых танков и самоходно-артиллерийских установок. Железной выдержкой, стойкостью и беззаветным мужеством Колчева восхищались все воины фронта. О его подвигах рассказывалось во фронтовых газетах и специальной листовке.

© БиоЗвёзд.Ру