Главная Войти О сайте

Николай Шмельков

Николай Шмельков

летчик-истребитель, Герои национально - революционной войны в Испании
Дата рождения: 05.05.1912
Гражданство: Россия
Родился в семье рабочего. Русский. Окончил ФЗУ, работал учеником токаря на Сестрорецком инструментальном заводе.

В РККА с 1930 г. Окончил Луганскую военную школу летчиков им. Пролетариата Донбасса в 1932 г. Был командиром звена 109-й эскадрильи 36-й истребительной авиабригады Киевского военного округа.

Шмельков служил в авиаотряде под командованием Рычагова. По словам знавших его людей, он был необыкновенно скромным по натуре человеком.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 20.10.36 по 23.01.37 гг. Совершил 66 боевых вылетов на И-15. В воздушных боях сбил 4 самолета противника лично и 2 в группе, был ранен.

Однажды разгоряченный боем, он сильным рывком сломал верхнюю часть сектора газа. В таких случаях продолжать полет немыслимо. Но Шмельков не хотел выходить из боя и нашел выход. Большим пальцем левой руки он нащупал нижнюю часть сектора газа и таким образом продолжал управлять двигателем до самой посадки. При этом он даже не почувствовал, что изрядно поранил палец, так что после посадки пришлось сначала оказывать помощь летчику, а лишь потом его самолету.

31.12.36 г. лейтенанту Шмелькову Николаю Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза. После учреждения медали «Золотая Звезда», как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 25.

23.01.37 г. Шмельков убыл на Родину по болезни.

В апреле 1937 г. состоялась беседа между летчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:

«АЛКСНИС: Как они вас атаковали?

ШМЕЛЬКОВ: У них заведен такой порядок — как увидят, что один самолет оторвался от строя, они сейчас же набрасываются на него и атакуют и сразу же уходят. Интересная тактика выхода из боя - штопором, свободным падением или пикированием до земли. Получается впечатление, что самолет подстрелен и падает. Первое время мы их бросали. А потом, когда проследили, так стали гнать до земли. Во втором бою сразу до земли гнали. Стали одиночек ловить, поймаешь, стукнешь и смотришь, куда упадет машина. Как свалится или летчик прыгнет с парашютом, так этого бросаешь и ловишь другого.

АЛКСНИС: А как самолет И-15?

ШМЕЛЬКОВ: Самолет И-15 хорош для ведения индивидуального боя. Между прочим, дрались все время индивидуально. Только скорость у него мала. Хейнкеля не догнать. Фиат не уходит, а Хейнкеля никак не догонишь, перевернется и уходит. Мы-то ни разу не уходили: догонять пробовали — не догонишь. Зато вверх Хейнкель идет плохо.

АЛКСНИС: Вверх идет плохо, но уходит лучше. Значит, скорость горизонтальная больше.

ШМЕЛЬКОВ: Хорошо под конец научились мы их сбивать. Стараешься дать очередь по мотору, водяное охлаждение перебьешь, мотор перестает работать, и некуда им деваться. Так мы их и били. Иногда летчики прыгали с парашютом, а то падали до земли. В бою так — дашь очередь и смотришь: если машина перевернулась, значит, попал. Вот когда появились разрывные и зажигательные пули, стало легче…

АЛКСНИС: В основном были индивидуальные бои? Групповых не было?

ШМЕЛЬКОВ: Дрались всегда в одиночку, так что самому нужно было смотреть в оба, хорошо драться и стрелять. Дома мы не очень хорошо умели смотреть и видеть, а теперь оборачиваемся так, что весь стабилизатор видно.

Самолету И-15 нужно прибавить скорость, и тогда машина будет хорошая. Нужно также убрать Чайку и, пожалуй, шасси. Кроме того, машина слеповата. На высоте хорошо, а на бреющем ничего не видно...

АЛКСНИС: Сколько лично у Вас сбитых самолетов?

ШМЕЛЬКОВ: Сам сбил четыре, и два самолета сбили вдвоем.

АЛКСНИС: Выходит, по понятиям мировой войны, Вы уже «ас». Там ведь нужно было сбить не менее 5 самолетов...

ШМЕЛЬКОВ: Когда мы летали над Мадридом, солнце со стороны противника, и они ходят из-за него, чтобы их не было видно, и делают так: сделают первую атаку и уходят, а потом увидят одиночку и набрасываются на него. Как заглядишься, так все пропало. А мы их так атаковали: И-16 заходят на их территорию, подойдут с солнечной стороны и начинают стрельбу, они рассыпаются, тут мы их ловим и бьем.

АЛКСНИС: Значит, И-16 их атаковали и разгоняли, а вы их били? Если они рассыпаются, где лучше ходить - выше или ниже, где лучше видно противника?

ШМЕЛЬКОВ: Мы ходили ниже; вверх лучше видно, они же почти всегда ходили выше нас. Иногда мы идем, они нас видят, но проходят не атакуя[1]».

В 1938 г. майор Шмельков окончил КУКС при ВВА.

Член ВКП(б) с 1938 г.

Командовал авиабригадой. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 1-го созыва.

Участвовал в советско-финской войне.

Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 г. Командовал 145-м истребительным авиаполком (Карельский фронт). Летал на И-16.

С 23.10.42 г. по 22.07.44 г. командовал 297-й иад ПВО (938-й и 939-й иап) Забайкальской армии ПВО.

С 1945 г. - в запасе.

Всего за три войны полковник Шмельков уничтожил 18 самолетов противника.

Умер 23.03.67 г. Похоронен в поселке Красная Горбатка Селивановского района, где его именем названа улица и установлена мемориальная доска.

© БиоЗвёзд.Ру