Главная Войти О сайте

Уильям Хэзлит

Уильям Хэзлит

Английский журналист, эссеист, теоретик романтизма

Родился 10 апреля 1778 в Мейдстоне (графство Кент), в семье священника-унитария. В 1783 Хэзлиты эмигрировали в Филадельфию, но вскоре переселились в Бостон. В 1787, вернувшись в Англию, семья обосновалась в Уэрне (графство Шропшир). В 1793–1795, обучаясь в колледже, приобрел прекрасное знание древних и современных языков, однако «обнаружил крайнее отвращение» к религиозной жизни и следующие три года посвятил изучению живописи и литературы. В 1798 Хэзлит нанес визит С.Т.Колриджу, через которого познакомился с У.Вордсвордом. Под их влиянием у него пробудился интерес к литературной деятельности. Однако Колридж и Вордсворд не были беспристрастны к его начинаниям, к тому же они не одобряли политические симпатии Хэзлита. К 1803 их отношения разладились, главным образом из-за «непомерного» восхищения Хэзлита Наполеоном.

В поисках истинного призвания Хэзлит отправился в Париж изучать живопись и «копировать старых мастеров» в Лувре. Он до конца дней оставался горячим поклонником изобразительного искусства, хотя в скором времени обнаружил, что главные сферы его интересов – философия и литература. В 1805 появился Очерк о принципах человеческого действия (An Essay on the Principles of Human Action ), в котором Хэзлит последовательно защищал «единство сознания», вопреки господствующему мнению о главенстве чувственного восприятия. Там же в зародыше содержалась эстетическая теория симпатии, согласно которой произведение искусства должно представлять собой равновесие внутреннего и внешнего восприятия, лишенное «необычности» и «неестественности». Годы становления Хэзлита как профессионального литератора приходятся на 1806–1812. В 1812 сотрудником «Морнинг кроникл» («Morning Chronicle») он начал карьеру самого плодовитого критика своего времени: вскоре он уже писал для журналов «Чампион» («Champion») и «Экземинер» («Examiner»), издателем которого был Дж.Ли Хант. В 1814 Хэзлит стал печататься в «Эдинбургском обозрении» («Edinburgh Review»).

В 1817 Хэзлит опубликовал свою первую большую книгу Круглый стол (The Round Table ), которая сразу же привлекла всеобщее внимание благодаря смелому, язвительному стилю и широкой образованности автора. В нее вошли эссе, прежде печатавшиеся в журналах и газетах. В том же году вышла его книга Персонажи шекспировских пьес (Characters of Shakespeare ' s Plays ), упрочившая за ним славу второго после Колриджа знатока Шекспира. За ней последовал глубокий анализ драматических произведений в Лекциях об английской драме елизаветинской эпохи (Dramatic Literature of the Age of Elizabeth , 1820) и тонкое исследование романа в Лекциях об английских комических писателях (Lectures on the English Comic Writers , 1819), которые наряду с Лекциями об английских поэтах (Lectures on the English Poets , 1818) вызвали грубые личные нападки в «Блэквудз мэгэзин» (« Blackwood's Magazine ») и «Куотерли ривью» (« Quarterly Review »). Об эклектических вкусах Хэзлита можно судить по его наиболее известной книге Застольные беседы (Table Talk , 1821–1822 ), где собраны эссе на самые разные темы: театр, изобразительное искусство, спорт, философия, путешествия и литература.

В 1820 Хэзлит безнадежно влюбился в дочь своего домохозяина Сару Уолкер. Свои жестокие страдания и обман возлюбленной он описал в книге Liber Amoris (лат. – Книга любви , 1823). В 1825 появилось его лучшее произведение Дух времени (The Spirit of the Age ), в котором содержалась критика Байрона, Колриджа, Годвина, Скотта, Вордсворда и Лэма.

Последние годы Хэзлит посвятил монументальному четырехтомному труду Жизнь Наполеона Бонапарта (Life of Napoleon Buonaparte ). Книга не пользовалась успехом, хотя сам Хэзлит считал ее главным своим произведением.

Хэзлит обладал разносторонними знаниями и изысканным стилем. Живя в эпоху политических и литературных споров, он одинаково легко пользовался эпиграммой, инвективой и иронией. Он мастер свободного по форме эссе. Умер Хэзлит в Лондоне 18 сентября 1830.

© БиоЗвёзд.Ру