Главная Войти О сайте

Владимир Шервинский

Владимир Шервинский

Русский архитектор довоенной и советской Латвии
Дата рождения: 23.05.1894
Гражданство: Латвия

Содержание

  1. Ранние годы
  2. 1924 — 1940
  3. Великая Отечественная война
  4. Послевоенные годы

Старший представитель семьи Шервинских уже зарекомендовал себя в Лифляндии как талантливый архитектор. Макс Шервинский считается одним из провозвестников модного в 70-е — 80-е годы XIX века в Европе модерна; также он занимал пост директора Рижского ремесленного училища, и именно Шервинский-старший со своими подмастерьями подготовил сорок эпатажных павильонов для экспонатов индустриально-ремесленной выставки на Эспланаде в 1901 году, приуроченной к семисотлетию города, использовав в архитектонике и украшении непривычный для рижан модерн. Это событие стало занковым, как в архитектурном, так и в промышленном плане и сыграло весьма конструктивную роль в общем развитии столицы Лифляндии, так как повлияло на уровень дотаций, выделенных финансовым ведомством России для благоустройства края.

Ранние годы

Шервинский-младший решил посвятить себя архитектурному мастерству и поступил сперва в Александровскую гимназию. Во время обучения в гимназии, располагавшейся в центре (здание сегодня занимает консерватория) маленький Шервинский вместе со школьными друзьями часто посещал здание рижского цирка, где проходил первый в Риге сеанс синематографа с «движущимися фото», а также на лошадиные представления, устроителем которых был сам известный в Риге директор Соломонский. Гимназию он благополучно закончил в 1912 году, а потом продолжил образование уже по специальности в Рижский политехнический институт на архитектурное отделение, которое закончил с хорошими результатами в 1915 году. С наступлением Первой мировой войны и со смещением линии фронта в Прибалтику Шервинский получил шанс пройти «живую» практику в экстремальных условиях: ему было поручено сооружение второй линии оборонительных укреплений на правом берегу Даугавы. Демобилизация наступила в 1918 году, после чего Шервинский отправился в Саратов, где был занят в строительстве элеватора в Артакске. В 1920 году принял решение вернуться в Латвию, ставшую в этом же году не только формально, но и фактически независимой, где продолжил свое обучение, прерванное наступлением боевых действий. Политехнический институт был успешно закончен в 1923 году, параллельно с учебой будущий мастер работал помощником в планировочно-чертежном бюро профессора архитектуры, проходя практику уже в «невоенные» годы. Сразу же после защиты диплома архитектора Шервинский открывает частную планировочную контору и начинает заниматься активным строительством жилых домов в столице.

1924 — 1940

В следующем, 1924 году, Шервинский получает судьбоносное для него предложение возглавить работы по сбору и установке старинного иконостаса из Алексеевского монастыря в Православный кафедральный собор Рождества Христова (Рига), за что получает почетное приглашение от архиепископа Иоанна Поммера стать синоидальным архитектором. Именно это назначение определило его дальнейшую деятельность как главного церковного архитектора православной Латвии — по его проектам было возведено более 25 православных храмов по всей стране. Например, он построил Никольскую церковь в Абрене, также занялся реставрацией Иоанновской церкви, которая располагалась на территории Московского форштадта, в районе проживания русских староверов, купцов и ремесленников средней руки, воспетом журналистом газеты «Сегодня» Борисом Шалфеевым и поэтом, последователем гумилевской школы Георгием Ивановым. Шервинский занимался не только строительством или глобальной перестройкой культовых сооружений, но и занимался ремонтом и благоустройством многочисленных приходских зданий. Он же — автор мемориала воинам, павшим в Первую Мировую войну на Покровском кладбище, и там же по его совместному с Сергеем Антоновым проекту построена часовня Иоанна Крестителя, единственная православная часовня Латвии, сохранившаяся до наших дней. Эта часовня была заложена в 1936 году, на том месте, где был захоронен прах священномученика Иоанна Поммера, жестоко убитого в своем доме в Межапарке в 1934 году. Материал, который использовался при воздвижении часовни, был взят от располагавшейся на привокзальной площади церкви Александра Невского. Большинство его архитектурных произведений выполнено в дереве, в стиле северорусского зодчества (в частности, в Латгалии таких своеобразных по архитектурному решению храмов 10).

Великая Отечественная война

С наступлением 1940 года в Латвию пришли новые времена, 17 июня была восстановлена свегрнутая в 1919 году немецкими интервентами (Железная дивизия Рюдигера фон дер Гольца) советская власть. Тотчас же архитектурно-планировочное бюро Шервинского было закрыто, и архитектор перешел на новое место работы — в проектную комиссию при Рижском горисполкоме. С началом Великой отечественной войны и скорой немецкой оккупации Шервинский был направлен на проектирование бараков для советских военнопленных. Работая на этой должности, Шервинский постоянно наблюдал муки голода и смерть людей, поставленных в тяжелые условия выживания в холодных бараках. Шервинский обратился к немецкой администрации лагерей с просьбой ввести богослужение для военнопленных; к этой просьбе прислушались. В этом же 1941 году немецкое руководство оккупированных территорий на востоке приняло решение о создании Псковской православной миссии, действие которой распространялось на северо-западные епархии России (Новгородская, Псковская, Санкт-Петербургская и Прибалтийская). Идея принадлежала митрополиту Виленскому и Литовскому Сергию (Воскресенскому), назначенному на должность экзарха Латвии и Эстонии. Он же назначил архитектора Шервинского членом созданного Экзаршего управления. В основном это были священники из Рижской и Нарвской епархий; 18 августа 1941 года 14 человек прибыло на назначенные должности (об этом историческом событии в 2010 году был снят фильм «Поп» с Сергеем Маковецким в главной роли).

Послевоенные годы

В послевоенный период Владимир Максович обратил внимание властей на плачевной состояние православных церквей по все Латвии, что повлияло на начало реставрации культовых объектов, на приведение в порядок сооружений религиозного зодчества. В 1945 году Шервинский был назначен старостой Рижского Христорождественского кафедрального собора, где и прослужил до 1951 года. 25 декабря 1951 года последовал арест Шервинского с официальным обвинением в «антисоветской пропаганде». По статье 58 уголовного кодекса РСФСР Коллегия верховного суда СССР 19 марта 1952 года приговорила Шервинского к 10 годам исправительно-трудовых лагерей, притом что ему вменялось в вину участие во внутренней православной миссии в годы немецко-фашистской оккупации. Архитектор отсидел 3 года в Устьвымлаге, на территории Коми АССР, а в 1955 году был освобожден по амнистии.

После амнистии Владимир Максович бы назначен архитектором проектной конторы горисполкома; эту должность он занимал до своей смерти в 1975 году, а по его проектам в Риге за двадцать лет было построено огромное количество жилых домов.

© БиоЗвёзд.Ру