|
Ян ван Гойенголландский живописец-пейзажист |
В зрелый период (с 1640-х гг.) писал выдержанные в коричневато-сером тоне виды окутанных влажным воздухом, медленно текущих рек и каналов, с городами и селениями на низких берегах, под бескрайним небом, занимающим две трети картины («Река Маас близ Дордрехта», 1643, «Вид на реке Маас», 1645,— оба Эрмитаж, Ленинград; «Устье реки», 1655, Маурицхёйс, Гаага). Один из создателей реалистической голландской пейзажной живописи 17 в.; занимался также офортом.
Ян ван Гойен первым из голландских пейзажистов понял, что именно воздух придает земле, раскинувшейся под небесным сводом, мрачную красоту. Он избегал ярких красок, и ценители его искусства позже полагали, что приглушенные тона на его картинах появились из-за того, что краски выцвели на солнце. Однако спокойная палитра, отсутствие цветовых контрастов были неотъемлемыми чертами манеры живописца. Ван Гойен резко ограничил цветовую гамму оттенками серого, коричневого, черного и белого. Здесь только спокойный желтый цвет песчаных дюн слегка контрастирует с тускло-коричневым тоном равнинного голландского ландшафта. Главная роль на картине принадлежит небу. И снова ван Гойен создает необходимый эффект через очень тонкие переходы серых тонов. В светлых местах из-под краски словно льется свет, а большую часть площади картины занимают темно-серые и черные участки различной плотности. Самый заметный объект здесь — конечно же мельница, которую слева уравновешивает небольшая черная фигурка рыболова. Деятельности человека на этом морском пейзаже почти не заметно; только использование художником бесконечного числа тонких оттенков делает картину такой привлекательной
Ян ван Гойен первым из голландских пейзажистов понял, что именно воздух придает земле, раскинувшейся под небесным сводом, мрачную красоту. Он избегал ярких красок, и ценители его искусства позже полагали, что приглушенные тона на его картинах появились из-за того, что краски выцвели на солнце. Однако спокойная палитра, отсутствие цветовых контрастов были неотъемлемыми чертами манеры живописца. Ван Гойен резко ограничил цветовую гамму оттенками серого, коричневого, черного и белого. Здесь только спокойный желтый цвет песчаных дюн слегка контрастирует с тускло-коричневым тоном равнинного голландского ландшафта. Главная роль на картине принадлежит небу. И снова ван Гойен создает необходимый эффект через очень тонкие переходы серых тонов. В светлых местах из-под краски словно льется свет, а большую часть площади картины занимают темно-серые и черные участки различной плотности. Самый заметный объект здесь — конечно же мельница, которую слева уравновешивает небольшая черная фигурка рыболова. Деятельности человека на этом морском пейзаже почти не заметно; только использование художником бесконечного числа тонких оттенков делает картину такой привлекательной