БиоЗвёзд.Ру

Регистрация


Анатолий Сыров

Анатолий Сыров

Директор - Главный конструктор Московского опытно-конструкторского бюро (МОКБ) "Марс", доктор технических наук, профессор

Имя: Анатолий
Фамилия: Сыров
Дата рождения: 13.12.1942
Гражданство: Россия

Родился 13 декабря 1942 года в Горьком (ныне - Нижний Новгород). Отец - Сыров Сергей Никандрович (1908-1975). Мать - Сырова Юлия Алексеевна (1911-1996). Супруга - Сырова Ирина Анатольевна (1943 г. рожд.). Сын - Сыров Алексей Анатольевич (1968 г. рожд.), инженер-программист. Дочь - Сырова Ксения Анатольевна (1976 г. рожд.), преподаватель. Внуки: Алена (1995 г. рожд.), Владимир (1995 г. рожд.), Александра (1998 г. рожд.), Данила (2001 г. рожд.).

Будущий конструктор систем управления летательных аппаратов появился на свет на берегах великой русской реки Волги в городе Горьком. В 1944 году семья переехала в столицу.

Дети преподавателей Сергея Никандровича и Юлии Алексеевны Сыровых росли в мире книг, добра и тех человеческих ценностей, которые формируют настоящую личность и ее духовный мир. Образованность, интеллигентность, глубокие знания и трудовой энтузиазм родителей передались всем четверым их детям. Две сестры пошли по стопам матери и стали филологами, третья - врачом, а единственный сын - известным ученым.

Обладая отличной памятью, Анатолий одинаково хорошо успевал по всем школьным дисциплинам и потому долго не мог определиться с выбором специальности. В 1960 году он поступил в МАИ. Сделал это скорее за компанию с другом. В том, что поступит, не сомневался. В семье лириков появился свой физик. Учился без трудностей, но, по собственному признанию, вначале без понимания значимости будущей специальности - просто было интересно.

Студенческая жизнь в столице позволяла расширять кругозор и увлекала своим разнообразием. Интерес Анатолия к литературе с годами только возрос: в 1960-е, "оттепельные" годы произведения советской и западной литературы носили характер особенной новизны. Сенсациями и премьерами в эти годы бурлила театральная жизнь столицы. Это и театр Моссовета, и "Современник", и "Таганка" Ю. Любимова с его "Пугачевым". Проходили различные художественные выставки, в том числе даже художников-абстракционистов. Анатолий увлекался футболом, недурно играл сам, но с особым энтузиазмом болел за ЦСКА. С годами своих пристрастий не изменил.

Студенческий коллектив - особый мир. Время познания всего нового. Занятия, субботники, трудовой энтузиазм и насыщенная всевозможными мероприятиями жизнь. Воспитание в духе коллективизма формировало в молодых людях активную жизненную позицию и способствовало становлению социально активной личности, точно знающей, к какой цели следует стремиться. Анатолий был достойным сыном своей эпохи. Он считал, что после нескольких лет продуктивного труда советский инженер, всерьез занимаясь любимым делом, имеет все возможности сделать карьеру. Но такое дело по плечу только энтузиастам от науки, поскольку требует колоссального труда. Работать над собой Анатолий умел, а поскольку привык делать все обстоятельно, всерьез взялся за изучение предметов, наверстывая потери студенческих лет. Он действительно показал себя тружеником и вскоре сам почувствовал вкус открытий.

Работая, Анатолий последовательно прошел все ступеньки роста от инженера до заместителя главного конструктора Московского института электромеханики и автоматики (МИЭА). Анатолий Сергеевич занимался разработкой и внедрением в серийное производство автоматов тяги бортовых систем управления пассажирскими самолетами Ту-134, Ту-154, Ту-144, а также системы автоматического управления движением и навигации ракет класса "воздух - поверхность" разработки МКБ "Радуга" имени Березняка и беспилотных самолетов-разведчиков "Стриж" и "Рейс-Д" разработки АНТК имени Туполева. В 1975 году он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Она была посвящена особенностям контроля системы управления тягой двигателя летательных аппаратов.

Поворотным моментом в научной деятельности перспективного молодого ученого стало решение руководства института, которое доверило ему создание системы управления движением на участке аэродинамического спуска и посадки орбитального корабля "Буран". В эти работы он включился в 1978 году, став ведущим конструктором МИЭА, когда его имя уже было известно в научных кругах. Сначала было создано отделение по этой тематике, а позже работы были сосредоточены в МОКБ "Марс".

Кропотливая работа по орбитальному кораблю была успешно завершена уже в стенах МОКБ "Марс", которое Анатолий Сергеевич возглавил в 1984 году. "Буран" благополучно совершил автоматическую посадку после завершения космического полета в ноябре 1988 года. Правда, при его заходе на посадку всем пришлось изрядно поволноваться. Система управления корабля оказалась "умнее", чем предполагали ее разработчики. В соответствии с заложенным в нее алгоритмом работы, она, объективно оценив параметры полета и атмосферы, при сходе с орбиты ИСЗ выполнила разворот космического корабля, как оказалось, в противоположную сторону, выбрав оптимальную траекторию посадки. Итог этого пока беспримерного полета миллионы людей наблюдали на экранах своих телевизоров.

В результате этой работы в МОКБ "Марс" была создана технология разработки и отработки цифровых систем управления движением и навигации для летательных аппаратов различного класса, которая позже с успехом применялась на ряде космических аппаратов и разгонных блоков. В 1989 году Анатолий Сергеевич стал доктором технических наук. Его диссертация была новаторской, поскольку появилась в период работы по "бурановской" программе. Речь в ней шла о беспилотной автоматической посадке, когда на практике требовалось решить задачу обеспечения качества цифровых систем. Все создавалось впервые.

К сожалению, тот полет "Бурана" оказался единственным. Видимо, недостаточно точным был прогноз развития экономики страны и потребностей космонавтики в использовании возвращаемых космических кораблей. Сегодня можно признать, что для успешной реализации этой программы требовалось существенное ее удешевление, а при использовании "Энергии" это вряд ли было возможным. Хотя само по себе создание столь мощного носителя было настоящим научным и техническим прорывом. Особенно после неудач с лунной программой и ракетой-носителем Н-1, создававшейся для ее осуществления.

Сожалея о свертывании перспективной программы, Анатолий Сергеевич полагает, что сегодня возврат к ней практически невозможен. Не стало людей, которые стояли у ее истоков, а смена им не подготовлена. Если раньше работали в основном за идею, то сегодня движущей силой стали деньги.

Толковая молодежь в ОКБ есть, но ей не хватает практического опыта. В служебном росте люди движутся быстро, перешагивая порой необходимые ступеньки. С одной стороны, это неплохо, но знания по большей части базируются на опыте самостоятельной деятельности. В ОКБ работает 4 филиала кафедр МАИ и МГТУ имени Баумана, через которые ежегодно проходят более сотни студентов. Остаются работать - единицы. Это те романтики и энтузиасты, которых всегда было немного. Остальные не задерживаются по причине низкого уровня оплаты труда.

Отток кадров начался практически одновременно с "перестройкой". С предприятия ушло много толковых специалистов. Их с удовольствием брали на работу те, кто, не жалея денег, покупал российские "мозги". Некоторые оказались в серьезных американских фирмах, но, хотя и стали там на ноги, тоскуют и сожалеют, что вынуждены были покинуть родные края. В истории ОКБ тот период сегодня вспоминают с грустной улыбкой: пришлось сдавать в аренду помещения, заниматься росписью кухонных досок и производством ширпотреба. Требовалось выстоять и сохранить те кадры, без которых дело не сдвинется. Было трудно, но победить обстоятельства удалось.

Вспоминая это сложное время, Анатолий Сергеевич с благодарностью отзывается о замечательных людях, которые не снисходительно протянули пресловутую "руку помощи", а мужественно подставили собственное плечо. Прежде всего, это его знаменитая команда единомышленников. Они и сегодня работают не покладая рук. Самые теплые слова звучат в адрес Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, который стоял у истоков создания сначала авиационной, а затем и космической техники. Космический корабль "Буран" - их совместное и очень удачное детище. Видимо, потому в рабочем кабинете А.С. Сырова висит портрет Лозино-Лозинского, его духовного наставника и учителя.

В жизни Анатолия Сергеевича было множество интересных знакомств. Определяющими, по его словам, стали встречи с руководителями крупных предприятий ракетно-космической отрасли А.И. Киселевым, И.С. Селезневым, Л.И. Гусевым, которые, оценив потенциал ОКБ, поручили ему разработку сложнейшей аппаратуры для летательных аппаратов авиационного, космического и специального назначений. Эти заказы позволили сначала сохранить костяк предприятия, а затем дать импульс к его развитию. Уже создана система управления для разгонного блока "Бриз-М", которая во время запусков космических аппаратов "Горизонт" и "Экран" обеспечила их выведение на орбиты по гибким энергетически оптимальным траекториям и показала уникальную точность работы.

Поколению, к которому относится А.С. Сыров, во многом удалось реализовать себя. «Дорогу осилит идущий» - это об Анатолии Сергеевиче. Руководимый им научный коллектив всегда в творческом поиске. Выстоять в пору развала оборонной промышленности и сохранить потенциал ученых под силу немногим. Анатолий Сергеевич Сыров из их числа. Ему удалось это сделать, а потому есть чем гордиться. На очереди космические аппараты нового поколения - "Монитор", "Диалог" и "Руслан", кислородно-водородный разгонный блок и другие космические средства, где будет установлена бортовая интегрированная система управления, а также бортовые системы управления крылатых ракет воздушного базирования и дистанционно пилотируемых аппаратов наземного базирования. Идет разработка космического аппарата для НПО Машиностроения. А еще МОКБ "Марс" надеется принять участие в создании воздушного старта космического летательного аппарата с дальнейшей автоматической посадкой на аэродроме. Эта программа была задумана еще при Лозино-Лозинском и получила название "Макс". И хотя она была экономически рациональной, в период развала страны решить ее оказалось невозможно. Впрочем, и сегодня при отсутствии государственного финансирования возобновление работ в этой области по-прежнему проблематично.

А.С. Сыров называет себя счастливым человеком, строит планы на будущее и верит в судьбу. Думается, Анатолий Сергеевич немного лукавит, говоря, что его жизнь - по большому счету, цепь удачных событий. Известно, что удача приходит не просто так, а к тем, кто умеет трудиться. Директор - главный конструктор Московского опытно-конструкторского бюро "Марс" дело свое знает. Его коллектив идет верной дорогой.

Жизнь продолжается. И состоит она не только из любимой работы. Анатолий Сергеевич любит проводить время в кругу своей большой и дружной семьи, особенно на даче, где достиг потрясающих успехов в области растениеводства. Так уж повелось: за что он ни возьмется, все удается. Времени на это, однако, крайне мало: все субботы - рабочие, отпуск не более 2 недель. С супругой Анатолию Сергеевичу повезло. С Ириной Анатольевной они познакомились еще в институте, и вот уже 34 года она терпеливо выносит все тяготы жизни жены ученого и руководителя, поддерживая Анатолия Сергеевича в трудные минуты, создавая домашний уют, воспитывая детей и внуков. У Сыровых 2 детей и 4 внуков. Сын - прекрасный программист, работает в области новейших технологий. Дочь унаследовала от мамы склонность к изучению языков.

А еще глава семьи любит общаться с природой, лес для него и друг, и место для раздумий, и грибное раздолье. Это семейство любит встречать друзей, посидеть с ними за столом - это еще одна грань многочисленных талантов Сыровых. За столом, как водится, разговор заходит о работе - эти неистовые люди не умеют жить иначе. Анатолий Сергеевич любит цитировать слова классика: " Главная радость в жизни - не жалеть себя!" Это увлеченному труженику Сырову удается сполна. Стало быть, удастся воплотить задуманное.

Живет и работает в Москве.

© БиоЗвёзд.Ру